Вопрос активной «зрады» по поводу ухода Райнэйр – это вопрос не авиации. И не популизма. Это вопрос корпоративного управления.
Ведь в чем проблема? В споре двух субъектов, а он все еще продолжается, даже после того как ирландцы хлопнули дверью и вышли (при этом пристально наблюдают из-за угла как будут нагибать Борисполь с помощью общественного мнения) украинцы встали на сторону не отечественной государственной компании, а на сторону иностранцев. И дело тут даже не в том, что у нас комплекс меньшовартости. Дело в доверии. В доверии руководству аэропорта Борисполь. Будь на месте Борисполя Нафтогаз, и веди он такие жесткие переговоры, то реакция была бы совсем другая. Потому что Коболев и Ко доказали уже, что они отстаивают интересы компании. И государства.
А что мы имеет в Борисполе? Сначала скандал на конкурсе. И персона назначенного товарища уже вызывала сомнения. Потом еще ряд скандалов. Последний – с рекламой, которую отдали без конкурсу человека, пришедшего «от Кононенко». И все. Доверия нет. А значит и нет поддержки. Можно что угодно рассказывать о том, что Райнэйр требует нерыночных тарифов, все равно никто не поверит, что ты руководствуешься интересами компании и государства, а не лоббируешь интересы МАУ. И обвинять в этом других очень трудно. Потому что кредит доверия уже потерян. Репутация стоит дорого. И теряется быстро.
И да, экономически для аэропорта приход Райнэйр может быть не таким интересным. Тем более, для полноты картины, необходимо отметить, что Борисполь в последние годы демонстрирует хорошие показатели. И реально превращается в международный хаб. Но вопрос прихода такого лоукостера как Райнэйр – это вопрос не только прибыльности аэропорта Борисполь. Это вопрос появления Украины на туристической карте Европы. Это имиджевый проект. Зайдут они, вслед за ними массово начнут заходить другие. И это не только позволит украинцам путешествовать в Европу. Это позволит европейцам приезжать в Украину и тратить тут свои деньги. Если мы где-то и конкуренты в настоящий момент (и будем конкурентны в ближайшем будущем), то в сфере услуг. Потому что у нас дешево. А сфера услуг – это самое перспективное направление в настоящее время, потому что люди будут работать все меньше, а свободного времени у них будет все больше. И его надо будет где-то проводить. И поэтому так важно, чтобы в Украину было попасть просто, а главное дешево. И первым должен зайти флагман, после которого побегут игроки поменьше. Это как с приватизацией. Мы должны продать первый объект красиво и прозрачно. Но совершенно не важно, по какой цене. Главное, чтобы покупатель был чистый и прозрачный иностранец, который приобрел объект на конкурсе с понятными условиями. И тогда второй-третий-четвертый объекты мы продадим дороже. И после захода топ-инвестора, прибежит косяк из мелочи.
И да, условия Райнэйр не интересны частным компаниям. Таким как Жуляны. Потому что их интересует только прибыль. И в этом их право. Хоть тут можно было бы рассмотреть вопрос и дотаций со стороны города Киева, который больше других заинтересован в том, чтобы пьяные британцы тратили свои деньги тут. А Жуляны – это очень удобно. Так, кстати, поступил город Львов. Но если руководства Киева тупит, то остается только вариант государственной компании. И тут мы приходим снова к вопросу корпоративного управления. Потому что будь на месте Рябикина управленец с репутацией, который бы вышел и не нес ахинею про неприятие британского права, а сказал бы «что государственная компания должна приносить прибыль и я работаю день и ночь, чтобы это так и было. Вы это видите. Поэтому я понимаю необходимость прихода лоукостера, но я понимаю что это крайне важно для государства Украина, но моя задача другая и я готов на компромиссы, но только если наблюдательный совет и министерство готовы принять наши убытки от запуска нового терминала или готовы покрыть эти убытки за счет денег налогоплательщиков». Но в Борисполе другой менеджмент.
В Украине есть успешные примеры реформирования государственных компаний. Когда на честном конкурсе под присмотром иностранных партнеров выбирали менеджмент, который кардинально менял ситуацию. Это и Нафтогаз, и Укргазвидобування, и Укрпочта и аэропорт Львов. Но на этом все. После того, как ушел Айварас, политическая воля закончилась. И с тех пор ничего не было сделано. А реформа корпоративного управления максимально саботируется. Как в вопросе назначение независимого менеджмента, так и в вопросе формирования наблюдательных советов. И пока не произойдет изменения тут, мы обречены и на коррупцию в государственных компаниях и на тотальное недоверие к руководству гос компаний. И иногда это становится даже политической проблемой.