Борьба за налоговую оценку обостряется до приступов острой шизофрении. Рынок обязательных услуг в 400 млн. грн. в год с перспективами роста и монополизации срывает крышу не только у соперников по дерибану, но и у депутатов провластной фракции. Причем сразу в разные стороны.

Два диаметрально противоположных законопроекта, подписанных депутатами одной фракции – это как плюрализм в одной голове первого и последнего президента СССР. Чем кончилось — некоторые еще помнят, но не депутаты «Слуги народа». Они тогда, если и ходили, то только под себя. Вот и здесь детектор брехни из той же серии. Я бы предложил тест на идиотизм для всех, включая Президента.

О чем же собственно речь. Вот совсем не о том кто кому взятку дал. А речь идет о порядке определения стоимости недвижимости для налогообложения во время сделок. Оценка недвижимости для налогообложения – это как велосипед, не требующий изобретения. Например, в англосаксонском мире есть специальные службы (ассесоры), которые мониторят цены сделок и устанавливают средние стоимости на недвижимость для налогообложения посредством компьютерных вычислений. Их работу оплачивает бюджет. Увы, совершенных программ на сегодня нет. Поэтому, если налогоплательщик не согласный, он нанимает оценщика, который оценивает его недвижимость индивидуально и отстаивает свое мнение перед налоговыми органами. Это даже в постсовковой Литве прижилось!

У нас долгое время все было индивидуальным. У оценщиков были прикормленные нотариусы и застройщики, которые поставляли клиентов. За дополнительную мзду оценщики занижали определяемую стоимость, что приводило к недоплате налогов. А чего еще было ожидать, если налогоплательщик платил не только налог, но и оплачивал услугу по определению размера этого самого налога.

Первая попытка взять эту деятельность под контроль была предпринята лет 10 назад. Тогда депутат Яценко придумал и узаконил схему сбора денег с оценщиков. Было много протестов со стороны оценщиков. Янукович с Азаровым, аккурат перед майданом, это дело поломали. Наверное, для них такая сумма интереса не представляла, да и Яценко был совсем не родственником. Довольные, но безмозглые оценщики опять взялись за свое мошенничество под лозунгами «чтобы у нас все было и нам за это ничего не было». Опять пошли недоплаты налогов.

Поэтому депутаты времен Порошенко, пылая праведным гневом, (говорят, что с подсказки обездоленного Яценко) придумали гениальную вещь. Оценщики должны все отчеты присылать в Фонд Державного майна Украины (ФДМУ), а он будет их проверять компьютерной программой под названием модуль проверки оценочной стоимости. Первая редакция этого бреда в Налоговом Кодексе была бессвязной настолько, что у меня возникла уверенность в абсолютно нетрадиционной интеллектуальной ориентации депутатов в самом плохом смысле этого слова. Ну, чего ради бюджета и траншей МВФ не сделаешь? Через год внесли поправки. Текст стал более связным, но у меня все равно осталась пара вопросов.

Один риторический – что такое модуль проверки оценочной стоимости и как он работает? Почему риторический? Да потому что никто вообще, и, в частности, депутаты, которые за это голосовали, не знают что это. Не знал этого ни Парубий с Порошенко, которые подписали этот закон, ни Гройсман с Трубаровым, которые побежали его исполнять. Точно также ни хрена в этом не поняли слуги народа, подписавшиеся под новыми законопроектами.

И второй вопрос — совершенно невинный и естественный. Если модуль проверяет оценки, значит он знает правильные ответы. Если модуль знает правильные ответы, зачем нужны оценщики?

Не знаю как кто, но мой двадцатилетний опыт наблюдения и участия в разработке всякого рода нормативных документов подсказывает, что иррациональность документа указывает на неслабые шкурные интересы подписантов и разработчиков. И правда. Между модулем и оценщиками втулили электронные майданчики для сбора бабла с налогоплательщиков. Вот тогда и нарисовалась цифра в 400 млн.грн. в год за счет этих самых налогоплательщиков. Вся схема была скопирована с Прозззоррро. Вплоть до расценок. Там тоже картельный сговор приватных электронных площадок, которые выступают посредниками в оказании обязательной государственной услуги и берут за это непонятные деньги.

Напоминать то, что прозоро преподносилось как одно из самых реформаторских достижений папередников Зеленского мне уже просто лень. Подождите, Нефедов на таможне еще себя не во всем блеске проявил. А что же Яценко? А парень удивительным (в смысле финансирования) образом реставрировал Софиевку, построил там какой-то фонтан и опять выиграл выборы в Умани.

С формированием нового парламента борьба за 400 млн. грн. налоговой оценки разгорелась с новой силой и применением актуального сленга. Неравнодушные гиперактивнобезмозглые налоговые оценщики насадили на крючок коррупцию и закинули удочку. Приплыл депутат Герус и клюнул. Появился законопроект об упразднении налоговых майданчиков и возврату к работе оценщиков — шоб у них все было. В свою очередь электронные майданчики насадили на крючок диджитализацию и тоже закинули удочку или даже резинку, потому что клюнула сразу куча разномастных депутатов, и появился законопроект об упразднении оценщиков. Конечно, это не огонь и вода и не как работают другие. На это трудно смотреть вечно, но на пару минут забавляет.

Повторять и тем и другим, как это сделано в нормальном мире – бесполезно. Им это принципиально по барабану. Прикол в том, что, может быть, кто то из команды Зеленского и хотел бы сделать по-человечески. Но мало того, что сам не знает как, он еще не знает у кого спросить. Потому что противоестественный двадцатилетний отбор фахивцив в незалежний Украине оставил на поверхности только вот таких – гиперактивнобезмозглых, которые как бы и хотят, но не могут.

И речь ведь совсем не об оценке.