Немного решил отойти от военной тематики.

Этот небольшой материал для размышления записан после беседы со специалистом по химанализу углей с более чем 10-тилетним стажем работы в смежным с углепромом структурах. Учитывая современные реалии покажу как и где разворовываются дотации на угольную промышленность с уклоном в энергетику.

У всех сейчас на слуху проблема обеспечения углем ТЭС Украины в условиях войны на востоке страны. Тут недавно была новость про партию угля из ЮАР.

Прибытие первых 168 тыс. тонн антрацитового угля из Южно-Африканской республики(ЮАР) ожидается 5 декабря этого года. Фигурируют цифры в 70 тыс тонн, 150, 170 от новости к новости. А теперь немного усредненных данных в цифрах. Старобешевская ТЭС потребляет в сутки 3600 тонн угля в период пиковой нагрузки (зимой). Это 52 вагона в сутки.

Цифра эта почти минимальная, максимум может быть до 150 вагонов в сутки. Сейчас закупочная цена угля из Донецкой области 1200 гривен за тонну (реальная цена). Итого одна ТЭС потребляет угля в месяц на 129млн 600 тыс гривен в месяц по минимуму. Всего всех работающих одновременно ТЭС достигает 11-ти. Кроме Старобешевской, Зеледонольская, Криворожская, Змиевская, Кураховская, Бурштынская, Зуевская, Углегорская, Трипольская и другие в разное время.

Если механически сложить минимальную норму — 11 ТЭС потребляют угля на 1425.6 млн гривен в месяц. Считается что в году 6 месяцев повышенного потребления. Можно считать что как не крути а 12-13 млрд гривен на энергетический уголь в год вынь да положи.

А теперь переходим к теме дотаций. В разные годы фигурировали суммы 7, 10, после 14 и даже были попытки выбить 17 млрд гривен дотаций на углепром. При этом закупочная цена в 2013-м году была около 750 гривен за тонну, а по документам всё те же 1200 и даже 1450 гривен. При том, что происхождение угля после определенных манипуляций, о которых пойдет речь дальше, определить становится невозможно.

Тут недавно великий калькулятор посчитал сколько надо денег чтобы покрыть расходы на уголь из ЮАР. Только забыл посчитать досадные накладные расходы и временные рамки. Раскладка выходит такая: 25 тыс тонн вмещает один сухогруз-баржа. Угля в месяц по минимуму на всех надо 1200 тыс тонн. Это 67 барж в месяц, 2 баржи каждые сутки, время погрузки одной в терминале — 2 суток, выгрузка в силу специфики затягивается иногда до 4-х суток. Представьте себе этот непрерывный караван.

На данный момент комфортно обеспечить загрузку угля в ТЭС могут только железнодорожные пути. Тут как не крути, либо Донбасс, либо транзит через него из России. Больше углей антрацитовой группы брать негде. Львовский уголь, равно как и польский хорош для углехимии, но не энергетики.

Теперь перейдем непосредственно к благодатной теме воровства. Добытый в шахтах уголь через очистку на обогатительной фабрике проходит проверку работниками инспекции по нескольким параметрам. Основные — зольность и влажность. Обычно состав покидает погрузку ОФ с отличным углем со всеми сопроводительными документами.

Если махинации прямо на ОФ не проводятся, то дальше всё очень чудесато. Несколько лет назад начали случаться странные вещи. Состав с углем доехав на завод или ТЭС после внутреннего входного контроля качества будто подменили. Из вагонов течет вода, уголь вперемешку с пустой породой.

Делом занялась прокуратура железной дороги. После длительного расследования вскрылась целая группировка во главе с начальником дистанции пути. Схема была такая: состав загонялся на промежуточную станцию, где железнодорожный кран снимал шапку угля с вагона, потом весь поезд прогонялся через специальную тушильную башню для тушения кокса, вагоны обильно заливались водой до выравнивания веса. Сняли 2-3 тонны угля налево, недостачу восполнили водой. Другая часть состава прямо посреди перегона выгружалась на сторону, после грейферы смешивали уголь с заранее подвезеной пустой горной породой и грузили обратно.

Самые изощренные ловкачи сбрасывали уголь прямо на ходу, кран одновременно двигался по параллельному пути. Через некоторое время вскрылись случаи сбрасывания на ходу металлопроката, катушек с катаной проволокой. На железной дороге происходит очень много весьма странного...Обычно работает слаженная вертикаль. В угольной отрасли крадут все, много и нагло.

При калькуляции мы специально не учитывали расходы на ТЭЦ в крупных городах. Если добавить ещё и их — выходит круглая цифра почти 14 млн тонн угля в год. Без учета пиковых нагрузок. Можно с полной уверенностью говорить, что половина из дотационных средств в прошлые годы элементарно разворовывалась.

Если помножить на фактор крайней неэффективности способа добычи, очень неудобные пласты глубокого залегания, выходит что и не нужна совсем такая угольная промышленность. Только есть одно важное но: с 70-х годов руководство СССР отлично знало, но никто пальцем о палец не ударил для решения проблемы. Но это отдельная и очень длинная тема.