Президент Обама и Демократическая партия США заключили ряд компромиссных международных договоров для достижения мировой безопасности. Ядерная сделка с Ираном и Транстихоокеанское партнерство были раскритикованы американцами. В первом случае, из-за очевидной половинчатости сделки, а во втором – из-за удара по интересам внутреннего рынка в Америке.

В любом случае процесс нахождения точек соприкосновения между разными интересами всегда длительный и редко дает эффектные результаты. Обычно, это самые общие принципы или план действий, где есть только те пункты, по которым пришли к согласию. А значит не особо привлекательный для каждой из сторон. Значение этих договоров – в создании глобальной переговорной площадки по выработке общих решений.

Американское общество, выбрав Трампа, отказалось от международной политики демократов. Президент Трамп и его команда берут в расчет только американские интересы, а не пробуют найти компромисс с другими странами на договорной основе.

Трамп бизнесмен старшего поколения, а вовсе не профессиональный политик, потому использует эффектные одноразовые сделки вместо долгосрочных капитальных договоров. Будучи политиком-аматером, Трамп постоянно попадает в скандалы, связанные с недопустимым для официального лица поведением и американская политическая система сдержек и противовесов работает вовсю, стараясь сбалансировать его инициативы.

Скандал на совместной пресс-конференции с Путиным в Хельсинки – одна из таких ситуаций. У президента Трампа было две государственных задачи – решить ситуацию с расследованием вмешательства РФ в американские выборы 2016 года и попробовать договорится с РФ по Ирану и Сирии, Украине. И одна имиджевая – встреча с Ким Чен Ыном провисла, почти как иранская сделка у Барака Обамы, и нужно срочно создать другой потенциальный успех для себя.

После встречи официальные комментарии последовали только об идеи допросить 12 офицеров ГРУ РФ по обвинению во вмешательстве в президентские выборы США, взамен на допрос русскими прокурорами Уильяма Браудера, лоббиста закона Магнитского. Белый дом рассматривает подобную возможность, Госдеп – нет, о чем заявила пресс-секретарь Хизер Нойерт.

Главный же скандал случился из-за заявления Трампа, что он не верит во вмешательство русских спецслужб в американские выборы. Трамп на пресс-конференции, нуждаясь в союзнике для решения ближневосточных проблем, подыграл Путину и не раскритиковал РФ за вмешательство в выборы. Путин же вел себя в обычной для опытного политика манере – сдержанно, но стараясь говорить позитивное. И конечно смотрелся выигрышней, занимая позицию главы государства, чьего расположения ищут.

Сразу после конференции американская политическая система и публичная сфера заработали, возмутившись тем фактом, что президент поддержал не американские спецслужбы, а иностранного президента. И напоминая Трампу о различиях переговорных стратегий бизнеса и политики, а также о том, что президент представляет всю нацию и должен соответственно себя вести.

Глава разведки США Дэн Коатс заявил, что дал правильную оценку вмешательству РФ в выборы. Шварценеггер обвинил Трампа в том, что он выглядел как фанат Путина. Маккейн назвал позором такое поведение американского президента. Ньют Григич, соратник Трампа, назвал поведение серьезной ошибкой.

Колумнист "New York Magazine" обвинил Трампа в работе на спецслужбы России, Дэвид Саттер, автор книг о Советском союзе и журналист, в ненамеренной поддержке автократичного режима в РФ.

Трамп сдался и заявил, что оговорился на пресс-конференции, и сделал общее заявление о своей жесткой позиции по отношению к России. Назвав себя президентом США с самой жесткой позицией по отношению к России. На чем скандал можно сказать и завершился.

Трамп стал президентом США, благодаря обещаниям простых и эффективных решений и жесткой позиции по защите политических и экономических интересов США в мире, но попал в систему, которой не умеет ни управлять, ни работать. В систему, которая блокирует всего его попытки решать проблемы известными ему способами. Его президентство – череда скандалов и неудач, связанных с попытками устранить внешнеполитические угрозы Китая, Ирана, РФ, КНДР и решить внутренние проблемы с мигрантами и крупным бизнесом.

Главное последствие его президентства – осознание неспособности бюрократизированной сложной государственной системы США удовлетворить запрос общества на простые и быстрые решения. Решения, которые легко обещают популисты и чья эффективность, как показывает практика, часто сомнительна. Хорошо, что у американцев есть система, удерживающая политиков от непродуманных решений назревших проблем и дающая время продумать их решение будущим президентам.