Перепащиваю сюда мои старые посты. На тот случай, если кто-то на меня не подписан, но этот мой текст ему/ей интересен.
На самом деле, основной продукт, который производят ученые — это новые знания о мире. Быстрые процессоры, материалы с уникальными свойствами и тому подобные приспособления улучшающие жизнь являются лишь побочным продуктом новых знаний. Практически единственной мерой того, сколько же новых знаний произвели ученые (за что им платить деньги налогоплательщиков?) является число научных публикаций в рецензируемых международных журналах. Конечно, критерий далек от идеальности, но лучшего сейчас нет.
В интернете часто можно встретить мнение о том, что украинская наука переживает кризис и нужно срочно что-то делать. Давайте разберемся с этим, учитывая приведенный выше критерий. Французские ученые публикуют в разы больше статей в год чем их украинские коллеги, и это факт. Но означает ли это, что украинские ученые в разы менее продуктивнее французских? Для примера, ученые из какой нибудь страны с населением в 3 миллиона человек просто физически не могут сделать столько же работы, как ученые из страны с 300 миллионным населением. Ибо во втором случае количество ученых будет примерно в 100 раз больше, пропорционально общей численности населения. Уже отсюда ясно, что само по себе число публикаций от ученых конкретной страны значения не имеет. Итак, число научных публикаций, выдаваемое страной, должно быть пропорционально населению этой страны. С другой стороны, мы можем вспомнить Стругацких и описание одного экспериментального кадавра профессора Выбегалло:
Теперь можно было считать доказанным, что ежели человека не кормить, не поить и не лечить, то он, эта, будет, значить, несчастлив и даже, может, помрет.
Это я к тому, что логично предположить, что чем лучше обеспечен ученый в материальном плане, тем больше он новых знаний может дать человечеству. Следовательно, количество статей, выдаваемое в год учеными страны будет пропорционально также и среднему благосостоянию отдельного человека (в т.ч. ученого) — ВВП (валовому внутреннему продукту) на душу населения. Итак, комбинируя эти два фактора получаем:
Число статей = а * Население * ВВП_на_душу_населения = a * ВВП
Здесь а — это коэффициент, который в идеальном случае одинаков для всех стран. Как видно, при таком простом подходе число населения не играет роли, важен лишь ВВП страны. Научная продуктивность в этом случае должна оцениваться как отношение числа статей ученых конкретной страны к ВВП этой страны. Грубо говоря, если у одной страны ВВП в два раза больше, чем у другой, то и научных статей эта первая страна должна генерировать тоже в два раза больше. При этом, научная эффективность в этих странах будет одинаковой.
Я взял для оценки научной продуктивности 2014 год и ограничился публикациями в журналах APS — американского физического общества. Данные по ВВП я брал из Википедии. Результаты приведены на графике ниже. Каждая точка соответствует определенной стране.
Угол наклона синей линии вычислен методом наименьших квадратов. При этом, коэффицент а (см. выше) оказался равен
a = 0,6 статей / миллиард $ ВВП
Вывод:
Как видим, точка соответствующая Украине оказалась лежащей на прямой. Это говорит о том, что научная продуктивность Украины соответствует ее ВВП.
Неподписанные точки около начала координат это такие страны: Дания, Словакия, Латвия, Молдова, Венгрия. Я выкинул из рассмотрения США и Китай из-за того, что их ВВП порядка 17000, и если строить график вместе с ними, то остальные страны оказываются скученными в начале координат.