Разница между общественно-политическими системами должна быть видна и понятна из реакции власти и общества на те или иные жизненные ситуации. В этом эссе я попробую описать то, каким я вижу устройство так называемого «русского мира».

Правило критики сверху. Имеется иерархическая пирамида из чиновников, управленцев, силовиков, политиков. «Обычные люди», которых большинство, находятся у подножия этой пирамиды. Так вот, критиковать, обличать в воровстве какого нибудь чиновника может только тот, кто выше его в этой пирамиде. Поэтому, все вот эти независимые журналистские расследования о том, что кто-то там «наверху» сидит на потоках, ворует и крышует — являются ни чем иным, как вредительством и антигосударственной деятельностью. Из этого правила также следует вывод о том, что человек на самой вершине этой пирамиды (вождь) — не может быть объектом критики вообще.

Ты заметил несправедливость, у прокурора слишком шикарный автомобиль и поместье? Не твое дело, ты что, самый умный, тебе что, больше всех надо? ТАМ РАЗБЕРУТСЯ без тебя, кому нужно.

Имеется главная партия, крепкие хозяйственники, не балаболы-дерьмократы, а опытные управленцы-государственники. Весь активизм на местах должен быть завязан на эту партию. Случилось наводнение, лесные пожары, техногенная катастрофа и ответственные граждане хотят организовать сбор помощи, поехать волонтерами? — хорошо, но главное при этом, никакой самодеятельной организации большого числа людей в обход Главной партии. Местным жителям не нравится вырубка парка, строительство жилого комплекса? — никаких спонтанных неконтролируемых митингов! Недовольные должны обратиться в местную партийную ячейку, и если будет можно, то протест будет организован при поддержке Главной партии. Это будет безопасный протест, который покажут по контролируемому властью телевизору (в патриотической передаче «Фитиль») и на который 100% не нападут никакие титушки. Ну а если ситуация такая, что отменить строительство невозможно из-за того, что в нем заинтересованны высшие слои властной пирамиды, то жители должны все понять и не тратить силы на бессмысленные и вредные для общества протесты.

Из предыдущего следует, что никаких не контролируемых властной пирамидой политиков и партий быть не должно. Полностью контролируемая оппозиция, конечно может быть. Это важно для «западных партнеров», чтобы делать видимость свободного выбора. Но вы же всё понимаете… Кстати, фраза «ну вы же должны понимать!» тоже типичный маркер «русского мира». Фраза произносится в ситуации, когда налицо несправедливость, двойные стандарты властной пирамиды по отношению к зарвавшимся, нелояльным.

Для того, чтобы в обществе не зрели настроения «есть мы, простые люди, а есть они — власть, которым все дозволено» существуют духовные скрепы. Самая главная, проверенная скрепа это, конечно же, победа 1945 года. Эта квази-религия способна объединить крайне небогатую учительницу младших классов из Зажопинска и мажора из Москвы. Вместе, плечом к плечу, все они такие разные, но одинаково чтят ОБЩЕЕ ВЕЛИКОЕ ПРОШЛОЕ. И уже не «наши деды победили нацизм», а «МЫ победили нацизм». Ведь это так приятно чувствовать себя героем! А еще это дает моральное право народу-победителю и в будущем стоять на страже, выступая против всякого реванша нацистских сил. Для государства это удобно, тем, что текущий геополитический противник страны всегда может быть объявлен нацистом с последующей эскалацией праведной ненависти населения к этому противнику.


Вообще, неотъемлемой особенностью «русского мира» является то, что государство исправно предоставляет гражданам повод для гордости, и для многих людей это очень важно. Доза гордости за великих предков для правильного патриота сродни инъекции инсулина для диабетика, позволяет правильно переваривать в голове окружающую действительность. Пусть в основном гордиться будут предками, а не современниками, но зато вся историческая линия может быть подогнана под сплошные победы и великие дела. Если в истории и есть поражения, то только из-за нашего благородства, когда «мы им поверили, а они ударили в спину». В частности, правильному патриоту расскажут почему нападение на Финляндию в 1940 г., подавление майдана в Будапеште в 1956 г., ввод войск в Прагу в 1968 г., в Афганистан в 1979 г. были оправданы, и более того, финны, венгры, чехи, афганцы должны быть нам благодарны за это. Повторюсь, именно НАМ, а не нашим предкам, потому что МЫ — это и есть единство того, что было, есть и будет.

Трансформация отношения к событиям 1917 года в «русском мире» идет прямо сейчас. Вырабатывается единая патриотическая линия, в которой и царизм и коммунизм — это одинаково хорошо и правильно. Гражданская же война, когда одни хорошие люди (монархисты) бились с другими хорошими людьми (коммунистами) скорее всего будет объяснена иностранным вмешательством.

Иерархические ценности

Почему духовные скрепы так важны для существования «русского мира» объясняется в книге С. Г. Кара-Мурза, «Манипуляция сознанием» (2000). Цитирую:

«…Достаточно заронить в массовое сознание сомнение в праведности жизни, организованной в идеократическом обществе, или праведности власти в государстве, все устои политического порядка могут зашататься и рухнуть в одночасье.
…Идеократическое общество – сложная, иерархически построенная конструкция, которая держится на нескольких священных, незыблемых идеях-символах и на отношениях авторитета. Утрата уважения к авторитетам и символам – гибель. Если противнику удаётся встроить в эти идеи разрушающие их вирусы, то победа обеспечена. Отношения господства с помощью насилия спасти не могут, ибо насилие должно быть легитимировано теми же самими идеями-символами.»

Именно поэтому в «русском мире» будут трепетно защищать «чувства верующих» от всяких там Пусси-Райот, а также наказывать за оскорбления представителей властной пирамиды. Ведь речь идет не просто об обиде каких-то отдельных людей, нет, тут дело государственной важности!

Победы прошлого являются решающей скрепой, но и «традиционные ценности» также важны. При чем, эти ценности — довольно пластичная штука. Ясное дело, ценности крепостничества никто явно продвигать не будет, но, скажем, ценность домашнего насилия вполне себе любима народом. Или вот общественное неодобрение сутяжничества — это очень важная традиционная ценность «русского мира». Правда, иногда, когда государству выгоден какой либо судебный процесс, то в этом случае патриотично говорить об уважении к суду и праву судиться. Вождь, например, для проформы может сказать «я никак не могу повлиять, все решает наш независимый суд!», хотя, как уже писалось выше: «ну все же всё понимают…».

Бог дал, бог взял. Важной особенностью «русского мира» является зыбкость понятия собственности. Все что человек заработал и считает якобы своим в любой момент может быть отобрано государством (или вышестоящими членами властной пирамиды, что в общем, одно и то же). Повод всегда найдется. Причем, это касается почти всех ступеней властной пирамиды. Поэтому, чтобы у человека не возникало проблем, он должен быть лоялен, но нужно помнить, что лояльность к вышестоящим — необходимое, но не достаточное условие.

Как вы уже поняли, двоемыслие и лицемерие это базис «русского мира». Закон ничего не значит, если и суды, и силовые структуры встроены в пирамиду лояльности. Поэтому, неудивительно, что власть может сращиваться с мафией. В принципе, во многих странах мира местная мафия пытается проникнуть во власть, однако только в «русском мире» публичное возмущение данным фактом будет расцениваться как антигосударственная деятельность. Запомните, настоящий патриот «русского мира» будет считать, что публичное обсуждение того, как милиция подбрасывает людям наркотики гораздо опаснее для общества, чем, собственно, сам факт подбрасывания милицией наркотиков невиновным гражданам.

Интересно, что и эфемерность частной собственности, и участие всего общества в грандиозном обмане самих себя иногда могут быть вывернуты как «особая, настоящая свобода», та свобода, которой нет на Западе. Кстати, в отношении Запада в «русском мире» конечно же лицемерие и двоемыслие. Населению рассказывается про «загнивающий бездуховный Запад» и в то же время практически все члены пирамиды власти отдыхают, хранят деньги, лечатся, учат детей на этом самом ненавистном Западе.

Наконец, кратко выразить все сказанное выше можно знаменитой фразой адепта «русского мира» Егора Холмогорова: «Если надо для святого дела — будем врать всей страной».

PS Я сразу предчувствую критику двух видов: «не нужно выдавать свои фантазии и либерастические страшилки за русский мир, он не такой» и «ну да, а что во всем этом плохого?» (и в одном и в другом случае могут добавить «…посмотрите на США…»). Поэтому, если вам все же неймется потратить время на написание комментария, попробуйте меня удивить. Спасибо.

Перепост с моего бложика: http://rotozeev.net/page/kakim-ya-vizhu-russkij-mi...