Я не позиционирую себя, как музыкального критика, но на мой взгляд любой вышедший в Украине альбом в военное время стоит того, чтобы о нем поговорить. Тем более, что это первый альбом горячо любимой мной группы Green Smile Mind.

Если вы не знакомы с этими ребятами, то самое время. Почему? Потому что они крутые, качают, глубочайшая поэзия, современное звучание с отсылками ко всему, что мы любим в современной музыке. И это то что нам сейчас супер необходимо во время войны с росией. Бодрость духа и драйв, как в тылу так и на фронте. Это мое фанатское мнение — я не профи посему могу себе позволить.

А теперь собственно давайте поговорим об альбоме и его структуре.

Когда я спросил у Валеры Погорелова (фронтмен и автор песен), почему именно так расположены песни в альбоме, то он сказал:

«Ну шоб было не скучно, одна быстрая одна медленная».

Валера парень скромный и концептуально про свое творчество говорить не любит. Поэтому сделаем это за него.

На самом деле Green Smile Mind (GSM) на мой взгляд в первую очередь концертная группа. Как сказано в одной их песне «Пресвятые барабан, гитара, флейта и бас». То есть ребята творят акустическое валево, и это смотриться и проживается винтажно и кайфово. Но такой «дискотечный» подход к альбому (быстрое/медленное, грустное/веселое) меня слегка разочаровал, не хватило мне в этом какой-то изюминки. Концептуальной изюминки, именно так. И вот пришлось ее самому искать и найти.

Быстро/медленно, минор/мажор — это полный цикл, синусоида, именно он изображен на обложке альбома. Инь-Ян. Художница Светлана Гоменюк. В цветах украинского флага. Наш флаг концептуально — это небо и земля, так же как и в китайской традиции. В значимом трактате И-цзин сказано что 

«Дао порождает Одно, Одно порождает Два, Два порождают Три. Три порождают всю тьму вещей» Потому появляется понятие «между».

Между небом и землей, между добром и злом, между миром и войной. А Джозеф Кемпбелл писал, что дорога в рай скрыта между противоположностями. 

Моя догадка что «Хайтобісяйо» — бинарный альбом. Он и есть то самое «между», пройдя сквозь которое мы можем оказаться в переживании просветления, умиротворения (у-Мир-о-Творение). Предлагаю прогуляться.

Отправной точкой давайте считать дату публикации альбома: 20 марта 2022 года — а это, друзья мои, весеннее равноденствие, да да, именно в эту дату день равен ночи. И это еще и воскресение, созвучно песне Воскресіння, третьей песни с альбома. Точка перехода. Идем дальше — в альбоме 10 песен, число четное, так что это еще одна косвенная подсказка моей гипотезы. 

Я буду брать песни парами (инь-янь) и смотреть куда эта пара нас направляет. И так шагаем между песнями.

«Сяйво» и «Лелека»

На первый взгляд все как Валера и сказал — драйвовая и зажигательная Сяйво, а после медленная, тягучая, надрывная «Лелека». В припеве «Сяйво» есть слова «мрія білокрила двері відкрила» и продолжается белокрылой птицей аистом, она же «Лелека». И в той и в другой песне есть импульс наружу и вверх. В Сяйво

«Треба встати,

Себе показати,

Високо стрибати»

в «Лелеке» это

«Полетить лелека

Небом десь далеко

Куди серце прагне

Небостяг простягне».

Прыжок, отталкивание от земли, и полет аиста из сердца к горизонту. Летим дальше расправляем крылья.

«Воскресіння» и «Дождь»

Если честно Воскресіння, давно моя самая любимая песня GSM, в ее последней части меня обычно вообще разрывает. И честно говоря на концертах это происходит сильнее, чем в альбоме, для меня чуточку не дожали, но это как говорится на вкус и цвет. Ну что ж братцы, когда вы летите за горизонт, то так или иначе встречаетесь с неопределенностью. Так случилось и со мной между этих двух песен. То что философы естественного подхода называют «разрывом» очень точно описывают обе песни. Сами песни абсолютно противоположны не только по тональности, темпу и комплексу вызываемых переживаний. «Воскресіння» — классика рока, качающий ритм, рифмы, куплет-припев-куплет-припев, пре-корус (или хз как это валево в конце назвать), а «Дождь» текучая поэзия, где голос находиться в диалоге с флейтой, и нет ни припева, ни куплета, слова и музыка нитью обволакивают нас, превращаясь в кокон-саван. Обе песни о смерти и перерождении. Ну само название «Воскресіння» как бы толсто намекает, а вот и последние строки:

«Все даремно I не марно

Червона лінія Нульова карма 

Є земля І є насіння

В цю неділю Воскресіння».

А вот последнии строчки Дождя:

«Как жизни что новые вновь и вновь

Да как не плывут, все в одно превращаются»

Ну вот вам и образ разделенных душ, которые в процессе просветления/воскрешения станут Одним, основной месседж для многих религий и духовных практик.

«Никогда не будет снега» и «Предсказание»

Куда уж дальше шагать если мы уже просветители/воскресли? А все  просто — мы не просветления и не воскресли, потому что мир материи, и современной рыночной действительности уничтожает то что мы называем Душой. «Деньги не помогут когда не станет снега» — именно об этом для меня песня «Никогда не будет снега». Сама по себе песня написана, как ответ на пандемию короны и изменение климата. Про то, что рыночная экономика уничтожила, то что и есть мы и наш мир. Бодренькая песня, хит по всем параметрам, и реп-вставочка Олега Пилипенко. А что же «Предсказание»? Песня как раз и отвечает на вопрос выхода из мира страданий. Из Сансары в момент Сейчас. И сделать это может Встреча с Другим, а точнее другой. Любовь! Дамы и господа!

«Каждое твое касание    

Как предсказание, как предсказание    

Не о будущем, не о прошлом, нет    

Настоящее самый большой секрет»

Самая сексуальная на альбоме песня. И вот наш путь лежит через признание мира материального, мира страданий, в котором есть Любовь, и тайна живущая в моменте Здесь и Сейчас.

«Ружье Нолана» и «Чай»

В нашем экзистенциально-дихотомическом путешествии по альбому «Хайтобісяйво», встает закономерный вопрос иллюзорности происходящего. Ведь погружаясь в момент сейчас, наше бытие начинает жить немного в ином темпоритме, чем окружающая действительность. Скорость и время зависят от положения наблюдателя, доказано Эйнштейном, проиллюстрировано — Ноланом. В «Ружье Нолана» имеет яркий социальный контекст

«Если страшно, мы спрячемся за экрана укрытием

Горизонты завалены у любого события»

но герой песни также говорит о иллюзорности всех реальностей, их относительности, «Изучая рекурсию нашего сновидения». И меня особо завораживают строчки

«Луна щурится, активизируя ликантропию

Мы выходим на улицу этой антиутопии»

. И как же нам быть когда все вокруг не реально? Ответ дает «Чай» — расслабся и получай удовольствие. Это реально кислотный трип-репорт. Образы этой нежнейшей песни описывать не буду, особенно если у вас будет возможность послушать ее в измененном состоянии сознания, процитирую просто финальные строки

«Я знаю мы парадоксально похожи Как бывают похожи облако с лесом»

«До себе» и «Выбирайся»

Наверное, самая депрессивная и пронзительная песня на всем альбоме — это «До себе». Тьма, Тишина и Человек. Впускают в себя. Тьма впускает свет, Тишина — звук, Человек — сам себя. Ну и конечно, когда с тобой такое произойдет то у тебя нет выбора, точно так же, как нет его у суфийского дервиша, дзенского священника или барда-скитальца.

«Я очищу свою душу, вытряхну, достав наружу

Сложу бережно обратно, верю в жизни пригодится»

Именно это и произошло с Одином, когда познав все тайны мира, он променял трон на плащ и посох странника. Последнее слово остается за Весной и Душой.

Суммирую наше путешествие через альбом, в виде пути героя: Герой слышит Зов и летит за горизонт (песни 1,2), он отказывается от своего Эго, с этого начинается его путь в потустороннем мире (песни 3-4), где он встречается с разрушением мира материального, но обретает Любовь, которая живет Здесь и Сейчаспесни (5-6), но как и Одиссей наш герой теряется в иллюзорном мире грез, и даже начинает из-за этого страдать, но Любовь все равно находит способ заставить героя сделать еще один шаг (песни 7-8), где он конечно умирает в темноте и тишине, и встречается с истинным Я, которое вырывает его из под снега и бросает, уже ожившую, Душу в Жизнь (песни 9-10).

И все начинается по новой. Почему? Да потому что альбом-то у нас стоит на репите!

Что ж для первого студийного альбома, даже на мой аматорский вкус — это супер продукт украинской музыки. Я бы даже сказал гениальный.  Если вы еще не путешествовали с GSM, то очень советую.

Очень жду акустический альбом, потому что «пресвятые барабан, гитара, флейта и бас»...

Хай нам усім Сяйво!

 

П.С. Альбом можно нати на многих стримерах, я пользуюсь ютубмузик посему вот вам ссылочка

https://music.youtube.com/playlist?list=OLAK5uy_kMDEgt5DoBfYLa8on88sGTYopyYpGIaL4&feature=share