Приближение первого сентября стандартно напоминает взрывом общественного внимания к школьному образованию. И, увы, стандартно – в негативном ключе.

Сейчас все обсуждают результаты ЗНО 2018 и те ошибки, которые допустило абсолютное большинство учеников. Все как обычно, с «заламыванием» рук, обвинением всех и вся и обязательно с присказкой, что в наше время было гораздо лучше.

А давайте на секунду остановимся и все-таки попытаемся разобраться в том, что действительно происходит, почему и что можно/нужно сделать. Для этого сначала давайте преодолеем бремя новой околообразовательной мифологии.

Миф 1. Дети «не такие».

Обычно тут сразу следует утверждение, что дети не читают и выстраивается псевдо-логическая цепочка, что поэтому и не знают. Что тут скажешь? Друзья, оглянитесь. Мир изменился. Скорость и объем информации настолько вырос, что пытаться подавать информацию в привычном стиле читайте/зубрите это путь в никуда. Каждый ребёнок по-своему находит, получает и воспринимает информацию. Кто-то через чтение книг, кто-то через сжатые статьи Виккипедии, кто-то через фильмы, а кто-то просто слушая чужой рассказ. Всего-то нужно просто признать, они – другие. И потом помочь найти каждому свой путь в получении и запоминании информации и не настаивать на «единственно правильном чтении». И да, тут вопрос больше к родителям, а не учителям в школе. Как бы нам того не хотелось, но именно заинтересованный родитель первоисточник успеха ребёнка. Ну, и вы действительно так уверены, что «в наше время читали больше»? Лично я – нет. Как минимум, большинство моих бывших одноклассников и однокашников читали мало, даже в рамках школьной программы далеко не все и не всегда. И уж точно, в 80-е и 90-е молодых людей, читающих в парках и общественном транспорте было в разы меньше…

Миф 2. «Все становится хуже каждый год».

И вот это абсолютная чушь. Тот, кто системно анализирует результаты ЗНО последних лет знает, что общий результат в соотношении хороших и плохих результатов практически неизменен. И в разрезе предметов, и регионов – статистика примерно одинакова последние 5 лет. Да, она гораздо хуже, чем хотелось бы. Да, она фиксирует общий низкий уровень системы образования. Но, он стабилен и никаких глобальных колебаний не произошло. И вот тут важно понять одну простую вещь – реформа только начинается. И ее первые результаты станут видны не раньше следующего поколения выпускников. И то, при условии активного участия общества. Я не призываю запасаться терпением, я призываю не впадать в истерику, но начинать влиять на школы уже сейчас. Каждый активный родитель не только повышает шансы своего ребёнка на лучшее образование, но и на изменение системы для всех.

Миф 3 «Во всем виновата школа».

Я не питаю иллюзий ни о наших школах, ни об учителях, ни о директорах школ. Да, в большинстве своём это производит впечатление болота. Но, разве наши учителя существуют вне общества? Разве не мы, несмотря на отсутствие знаний и качества образования, спешим поздравить их со всеми существующими праздниками, лишь бы наше чадо не получило плохую оценку? Мы ли требуем знаний и готовы «вести огонь» на поражение плохих учителей? Да, это все мы, родители. В абсолютном своём большинстве. Даже после того, как нам дали все инструменты борьбы через новый закон «Об образовании», мы не хотим или боимся бороться за детей. Так чему удивляться в итоге? Мы сами продолжаем поддерживать и питать неэффективную систему образования. Так может хватит? Может, пришло время сделать шаг, а не ждать «манны небесной» от государства свыше? И о самих учителях. Да, они разные. Настолько, что с одной стороны тысячи самостоятельно занимаются самосовершенствованием, но с другой стороны – тысячи просто продолжают паразитировать на нашей бездеятельности. Есть ли в этом их вина? Да, но она такая же, как и вина каждого пассивного родителя.

И о главном. Давайте просто откроем вопросы по ЗНО. И зададим сначала себе вопрос – насколько Вы сами знаете ответы? Больше или меньше выпускников? А потом зададим эти же вопросы своим профильным учителям. Уверен, вас ждёт масса сюрпризов. А если вы попробуете вспомнить, сколько из бессистемно разбросанных по школьной программе знаний вам пригодилось в реальной жизни, возможно это станет первым шагом к осознанию сути провала образования.

И вместо послесловия – что делать. Уже сейчас. Я не призываю всех бросится на баррикады школьных баталий. Но проявить инициативу стоит уже. Объединиться в реальный независимый родительский комитет и начать лоббировать в школе изменение программы. Чтобы она была комплексной и сквозной. Чтобы история не была оторвана от литературы и географии. Чтобы математика, физика и химия циклично дополняли не только друг друга, но и гуманитарные науки. Чтобы наконец мы стали учить эпохами/векам/десятилетиями и годами. Чтобы Пифагор был не только «теоремой», но древним греком и философом, который первый назвал Космос космосом, а все вещи сутью чисел. И Аристотель – это не просто физика, но и Александр Македонский, и философия, и политика и государственной устройство (да-да, именно Аристотель первый ввёл понятие «олигархия» как неправильного строя).

И тогда, когда общая картина мира станет общей картиной знаний, а целью образования станет не оценка, но образованность – тогда наши результаты станут другими. В количественно-качественном исчислении…