Заколдованный круг. Именно такое впечатление производит эволюция министров образования. От реформирования системы обучения до банального изменения требований ЗНО. Стандартный возврат в нулевую точку.
Вчера пани министр Лиля Гриневич заявила, что требования к процедурам ЗНО будут ужесточать, а сами тесты должны быть другие. По словам министра, тесты должны оценивать компетентность ученика, а не знание конкретных дат, терминов и прочих «точечных знаний».
И, главная изюминка: «Бо так виходить, що в школі вчать тому, що перевіряють на екзамені. І ми не можемо зробити сучасну школу компетентностей, якщо і в подальшому будуть перевіряти тільки знання„
Вот в этом моменте, на всех надеждах и ожиданиях настоящей реформы в средней школе можно ставить крест.
Если после назначения от министра звучало, что нужно изменить методику преподавания, качественный состав учителей и направленность обучения, то сейчас все вернулось в исходную точку. Получается, что школы плохо учат, потому что ЗНО слишком не такое.
Не потому, что престиж учителя на уровне дна. Не потому, что притока «новой крови» молодых учителей недостаточно для глобального изменения ситуации. Не потому, что большинство заслуженных учителей и учителей высшей категории до сих пор воспринимают компьютер как печатную машинку, а интерактивную доску – как большой телевизор. И, в конце концов, не потому, что мафия по написанию учебников, годных только для утяжеления портфелей, непобедима. А программа разгрузки, детище самой же пани министра, даже не обеспечена ни учебниками, ни методическими материалами.
А потому, что школы так учат из-за ЗНО. И хотя многократные попытки каждого прогрессивного министра образования перекроить ЗНО так и не дали изменения в качестве преподавания, этот опыт очередному «реформатору» не известен.
Прекрасно, проблема найдена и будет решена. Очередными сменами тестовых заданий, подходов и более запутанными регламентами, и процедурами.
И главное. Излюбленная Гриневич «школа компетенций». Та, которая должна быть в итоге реформы.
Я даже не хочу спрашивать – как. Я хочу узнать кем. Кто эти люди, которые смогут реализовать ее смелые планы на местах? Вот весь этот паноптикум педагогический коллектив Черновицкой области, который оказался не в состоянии сдать ЗНО для детей? Или мариупольский монолит, состоящий на 60 процентов из учителей со стажем за 20 лет и убеждением «не учите меня учить»?
Что-то мне подсказывает, что да.
Так может, начнем реформу с компетентности учителей? Первый разумный и логчный шаг. Но именно на нем спотыкается каждый министр и разворачивается на 180 градусов от своих обещаний. Но на память о себе обязательно меняет «подходы к ЗНО»…
И начинается новый круг. Из нулевой точки новой реформы образования.