Подходит к концу очередной учебный год. Первый год очередного ожидания реформ и изменений от очередного нового министра образования и науки. Самое время подвести итоги. Понять, что удалось и куда двигаться дальше. И будет ли движение в принципе.
Благо, есть конкретный пример. Не абстрактный. Показательный для реальной оценки тенденций. Программа разгрузки начальной школы.
Учебный год 2016/2017 стартовал под эгидой Программы разгрузки начальной школы. Сейчас, по прошествии года можно смело утверждать – Программа разгрузки полностью провалилась. Принеся родителям разочарование и усилив недоверие к любым декларируемым реформам. Чего не скажешь об учителях, гордо вздымающих знамя победы над очередными реформаторами.
Давайте разберёмся, как и почему.
Презентованная Программа разгрузки была воспринята родителями «на ура». Как минимум теми, кто немного в курсе процесса обучения. Прощай красная паста, террор за исправления и абсолютная перегруженность домашним заданием. Кто хоть раз делал уроки после работы со своим любимым чадом в начальной школе, знает, что к окончанию процесса убеждения, плавно переходящего в банальное принуждение, сил не остаётся ни у детей, ни у родителей. И от слова школа, уроки и домашняя работа у всех начинается нервный тик. Не зря это любимая неисчерпаема тема для кулуарных разговоров родителей.
И тут наконец-то свобода. Развитие и разумный подход. Мотивация и стимулирование. Одним словом, даже в сухих описаниях методических рекомендаций МОН все выглядело прекрасно.
Учителя восприняли нововведения осторожно. Если не сказать враждебно. И заняли оборонительно-выжидательную позицию. Поскольку действительно резонанс в стране был большой, открыто выразить своё «отдельное» мнение мало кто решился. Да и зачем. Наши педагоги благополучно пережили не одного министра-реформатора и десяток реформ.
И можно было бы, как и раньше, просто сделать вид, что ничего не происходит. Но тут резонанс, внимание активных родителей и всеобщее воодушевление просто не оставили шанса. Учители начали откровенную партизанскую войну с реформой.
А на войне все средства хороши. Сначала родителям подкинули месседж, что «дeб#лов растим». Мол я десятилетиями растила гениев, а тут мне не дают развернуться. Заставляют детей не учить. На удивление, посыл показал высокий уровень приживаемости. И вот уже к концу первой четверти значительная часть родителей передавала этот посыл друг другу. А к зимним каникулам уже просто считала его своим изначальным мнением.
Некоторые учителя оказались еще изощрённее. Зачем выполнять требования программы, если можно подвести родителей к решению ее не выполнять. Просто включить авторитет учителя на первом собрании и перевести в плоскость «я конечно не знаю. Есть такое требование, но я бы рекомендовала…». И послушные родители за партами своих детей послушно поддерживают авторитетное мнение учителя.
Так со скрипом стартовала Программа. Да, ее дискредитация на местах не прекращается.
Разницы между зелёной и красной пастой нет. Подчёркивать и выделять успехи вместо ошибок? Зачем, если я всегда делал(а) иначе.
Не считать клеточки/строчки в ошибки? А как тогда я научу детей правильно писать?!
Не задавать домашнюю работу? Так я и не задаю, это просто мы не успели в классе доделать. Три параграфа, четыре листа.
Одним словом – саботаж и партизанство. На каждом шагу. В каждом крупном городе страны. В абсолютном большинстве школ. Итог? Учителя победили. Опять.
И есть у этой «победы» еще один союзник. Министерство образования и науки. Думаете, в школах появились учебники, адаптированные под Программу разгрузки? Как бы не так. И любой аргумент со ссылкой на методические рекомендации МОН разбивается простой демонстрацией содержания учебников.
Думаете, кто-то из МОН реально промониторил ход и выполнение Программы, как своего основного детища? Как бы не так. Заготовленные постановочные открытые уроки для «контролирующих инстанций» в лучших канонах совка. Показуха, которой МОН удовлетворился. А то, что значительная часть учителей первоклашек умудряется записывать в электронные дневники домашние задания, которых нет и ставить оценки, которые нельзя – можно не замечать.
И вот он, конец учебного года. И МОН снова заявляет о новых программах, реформах и изменениях. А мне искреннее жаль труда Иванны Коберник по первой Хрестоматии, которую наконец можно читать. Девочек из ГО «Родительский контроль», которые несмотря ни на что пробили махровую отсталость системы образования и науки. И всех тех, чей такой нужный и востребованный неблагодарный труд пропадёт.
Но больше всего мне жалко наших детей. Которые начинают терять свой шанс на будущее со школьной парты.