Калькулятор против реформы. Речь – об образовании. С одной стороны, я целиком и полностью согласен с министром образования, что главный риск и стопор реформы – это сами директора и учителя. Это отдельная тема для разговора, но переоценить уровень сопротивления сложно.

Но, главный риск кроется не только в саботаже и сопротивлении освитян. Главный риск – в деньгах. Точнее, в их банальном отсутствии. Достаточно взять местные бюджеты, закон об образовании и калькулятор.

Что мы в итоге имеем. Чтобы не строить теории заговора воздушные замки – возьмём для примера реальный бюджет полумиллионного Мариуполя. Сразу оговорюсь, города с прогрессивным бюджетом, ростом доходов и плановым профицитом в полмиллиона на 2018 год.

Итак, имеем общий доход бюджета 4 млрд. грн. Средний ежегодный темп роста поступлений составляет 13%. При этом, закон «Об образовании» предусматривает постепенный рост ставок (а значит и зарплаты в целом) до 4 минимальных прожиточных минимумов в год.

И вот тут и берём калькулятор.

По новому закону, педагогический работник, которому увеличивается зар плата – это не только учитель в школе. Это ещё и воспитатель в детском саде, преподаватель в музыкальной школе (или любом другом учреждении внешкольного образования) и тренер в спортивной школе.

Общая сумма затрат на выплату заработной платы в 2018 году всем категориям освитян в Мариуполе составляет 350 млн. грн. или 8,75 процентов от всех бюджетных затрат.

Уже в 2019 году эта сумма возрастёт примерно до 900 млн. грн. При этом, бюджет города увеличиться до 4,5 млрд.грн. Значит, прямые затраты только на зарплату работников образования составят 20 процентов всех бюджетных затрат. А если добавить минимально необходимые затраты на содержание учреждений образования, то даже при всех возможных оптимизациях, сумма расходов на образование составит не мене 30-40 процентов всех бюджетных затрат.

Для специалистов – это сам по себе достаточный ответ, быть ли реформе. Для всех остальных, в переводе с финансового языка на человеческий — это означает, что оставшихся средств хватит на банальное финансирование прямых затрат города. И тут уж не только о ремонтах школ, наполнении классов и прочих приятных ожиданий и изменений в школах и дет садах не приходиться мечтать. Тут под вопросом само развитие города.

И вот, просто просчитав реальные результаты поднятия зарплаты на местном уровне, стоит задуматься – что делать. Логично было бы предположить изменение порядка предоставления образовательной субвенции. Вполне обоснованно разделить бремя финансовой ответственности между государственным и местным бюджетами. Искать средства, в т.ч. за счет оптимизации бюджетных заказов в высшем образовании, и переходе от систему государственного финансирования ВУЗов к частным заказам бизнес-сектора, например. И, как минимум, начинать уже сейчас конструктивный диалог между КабМином, депутатами Верховной рады и муниципалитетами. Чтобы не дать провалится такой ожидаемой реформе через финансовые риски.

К сожалению, предстоящие выборы 2019 года не дают надежды на здравый смысл депутатов Верховной рады и КабМина. Все деньги и действия, как минимум со втрого полугодия 2018 г. будут направлены на пустой популизм ради нового привычного депутатского кресла.

А значит уже завтра местные бюджеты начнут сами стопорить реформу всеми средствами. Волей – неволей. Потому, что если денег нет, то и реформы нет.

И вот уже саботаж учителей и противодействие директоров уходят на второй план. А соотношение степени рисков меняется простыми математическими действиями пересчёта ожиданий на суровую реальность.