Одна из целей налоговой реформы — сбалансировать экономическую систему страны, всей страны в целом. Это как на борту судна лежал бы груз, который создаёт крен. И этот груз надо передвинуть к центру, чтобы крен исчез, и посадка судна выровнялась. Причем крен может создаваться не только на корму или нос, а и на любой из бортов. Можно нафантазировать себе, что появится гений, который сходу скажет, в какую точку переместить груз, т.е. какие ставки налогов установить. Но вряд ли возможно за один приём точно попасть в хорошее соотношение упрощенцев, МСБ, крупный бизнес.

Перетаскивание груза по палубе не может быть одномоментным, налоговая нагрузка должна корректироваться каждый год по результатам предыдущего года. Поэтому мораторий на изменения налогового законодательства скорее вреден, чем полезен. Гораздо эффективнее принять мораторий на увеличение любых ставок и на введение новых налогов. Начинать нужно с больших грузов – крупный бизнес, средний бизнес, т.е. общая система налогообложения. И только после балансировки больших приниматься за единщиков, если будет нужно, и физлиц, это я о нулевом декларировании.

Вернёмся к аналогии с кренящимся судном и постараемся проанализировать существующие в нашей налоговой системе перекосы и наметим шаги, ведущие к восстановлению равновесия.

Первый перекос создаёт слишком большой разрыв между налогами (41,5%) на зарплату наёмных работников и налогами (5%) самозанятых лиц, физических лиц — предпринимателей (ФОП). Есть два варианта решения проблемы: первый — снизить налоги на зарплату наёмным, второй — поднять налоги самозанятым. Какой вариант предлагает правительство, я думаю, вы сразу угадали. Но решение ударить по упрощенцам не очевидно.

- для нашей страны, имеющей советское антипредпринимательское наследие, активизация предпринимательского таланта и поощрение создания новых предприятий и рабочих мест играет более важную роль, нежели сохранение прежних источников поступлений в бюджет.

- не для кого не секрет, что высокие налоги на зарплату заставляют уходить бизнес в тень и наёмные работники получают зарплаты в конвертах.

- подавляющее число программистов и «ай ти» — предпринимателей работают на упрощенной системе налогообложения, а именно эта категория людей создаёт добавочную стоимость «из воздуха». И их не только нельзя трогать, но нужно всячески поощрять.

- солидарная система пенсионного обеспечения исчерпала себя и сегодня нужно переходить к формам индивидуального накопления, роль ЕСВ должна быть пересмотрена

- НДФЛ должен быть установлен на уровне приемлемого для наёмного работника, на уровне близкого к самозанятым. И не надо бояться, что снизятся поступления, потому что детенизация увеличивает поступления от других налогов.

Второй перекос украинского налогового корабля создаёт НДС. Во-первых, ставка 20% слишком высока для нашей экономики. Европейские страны во время своего бурного развития устанавливали НДС на уровне 9-11%. А Южная Корея держит такой уровень до сих пор. Во-вторых, изобретённая нашими фискалами система депонирования замораживает оборотный капитал. При отсутствии дешёвых кредитов это блокирует активность предпринимателей, тормозит движение денег и товаров, угнетает экономику. Предприниматель теперь должен думать не так над своим бизнесом, как над поиском дополнительных средств.

СЕА НДС и депонирование задумывались, как борьба с налоговыми ямами, скрутками, вбросами фиктивного НДС. Но и сегодня, как и во все предыдущие годы, мы слышим заявления руководства налогового ведомства об успехах по остановкам работы конвертационных центров. А по заявлениям идеологов НДС-счетов таких центров не могло бы быть в принципе. Но! Предпринятые меры могли бы сработать, если бы правонарушения совершались без участия налоговой службы. Но нельзя побороть грабителя, снабжая его ключами от вашего дома. А мы снабдили налоговиков мощнейшим инструментом воздействия на налогоплательщика – возможностью собирать налоги авансом.

Третий перекос создаёт налог на прибыль предприятий, который в нашей стране носит совсем другой характер, чем в развитых странах. Со времён СССР налоговая видит его, как налог на разницу между валовым доходом и валовым расходом, многие статьи затрат просто не принимаются налоговыми органами. Часть предприятий сидят в искусственных убытках, часть вынуждена платить налог авансом, часть минимизирует до рациональной суммы. Этот налог нужно упразднить, поскольку он в наших условиях не работает. Предлагаемая экспертами замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал (НнВК) даст возможность предприятиям показать реальную отчетность, повысить капитализацию. При этом резко возрастёт инвестиционная привлекательность и возникнут предпосылки для развития фондового рынка.

Четвёртый перекос — безнаказанное неконтролируемое вмешательство в деятельность предприятий силовых структур. Любой бизнес в любой момент может быть уничтожен по желанию чиновника, что делает любую налоговую систему бессмысленной. Инвесторы могли бы справиться с высокими ставками, компенсировав их дешевой рабочей силой, дешевым сырьём, но никто не будет мириться с высокой вероятностью потери контроля над своими финансами. Поэтому задача правительства — снизить риск грабежа предпринимателей со стороны чиновников в погонах.

Устранение этих перекосов — и есть цель налоговой реформы. Налоговый кодекс, как и любой другой закон, должен быть не придуман, а открыт. Подобно закону всемирного тяготения или закону относительности, есть природное соотношение суммы денег, с которыми готов расстаться гражданин, к той сумме, которую он зарабатывает. И не только. Отдаваемая государству сумма должна соотноситься с теми услугами, которые налогоплательщик получает от государства. И эта ставка разная для разных стран. Мы не можем установить её, как в Швеции, поскольку наше государство не оказывает тех услуг, которые оказываются в Швеции.

Многие экономисты считают нормальным, что любая «дыра» в бюджете должна быть закрыта деньгами налогоплательщика, независимо от того, откуда эта дыра появилась. Воровство из бюджета, нецелевое использование бюджетных средств и уж тем более финансирование отживших свой срок ведомств и организаций почему то совсем не волнуют этих экономистов. Они по странным для меня мотивам НЕ хотят связывать балансировку кренящегося судна с целесообразностью транспортировки некоторых грузов. Ведь с течением времени часть груза превратилась в откровенный хлам, в балласт, который необходимо не двигать по палубе, а просто выкинуть за борт.

Балансировка налоговой системы и балансировка бюджета — это разные процессы. Как уже шла речь выше, величина налоговой нагрузки — это природная величина, максимальное значение которой мы не должны превышать. И эта величина определяется исходя из сложившейся практики, и гражданами и правительством. Если граждане не согласны со ставками налогов — они не будут их платить. Величина ставок налогов не может быть придумана, и она не зависит от потребностей бюджета, она определяется для каждого сообщества индивидуально на каждом определённом этапе развития.

А балансировка бюджета — это процесс ревизии груза, который перевозится судном. И эта ревизия не производилась со времён СССР. Мы везём «на своём горбу» сотни тысяч должностей для бесполезных чиновников, тысячи госпредприятий, десятки бесполезных министерств и ведомств, несколько академий и т.д и т.п. Я уже не говорю о том, чтобы задуматься, а что вообще нужно финансировать из бюджета? Я говорю о том, чтобы прекратить финансировать то, что не нужно.

Что в итоге. Доходная часть бюджета должна рассчитываться исходя из природной величины, которую мы должны взять из реальной сложившейся ситуации, из реальной жизни. Она (доходная часть) не должна обуславливаться расходной частью. Нельзя устанавливать налоги выше, чем люди готовы платить. А расходную часть бюджета нужно формировать исходя из доходной, решительно скидывая за борт весь балласт, скопившийся на борту с советских времён.