Хочу собрать в одной статье мнения в поддержку и мнения против акции Авто Евро Силы. Кто не в курсе, сегодня в Украине существуют два барьера на пути реализации желания украинца иметь автомобиль. Первый — это чрезвычайно высокий акциз на импортные авто, второй – запрет на регистрацию импортных авто, если они не соответствуют стандарту Евро 5.
Как в других странах ЕС? НДС и пошлина существуют, а вот акциза и требования Евро 5 – нет. Правила такого импорта были установлены правительством Украины лет 10 назад, когда Порошенко, Тимошенко и другие сегодняшние политики были в составе правительства. Делалось это для конкретных украинских автопроизводителей, среди которых был и Порошенко.
По поводу Евро 5 гражданам сегодня говорят, что такое требование соответствует соглашению об ассоциации с ЕС. Но это не соответствует истине. Стандарт Евро 5 распространяется только на производства, но не распространяется на торговлю. Сам факт, что ты что-то покупаешь или продаёшь, чем-то владеешь, но не можешь этим воспользоваться — грубое нарушения права на частную собственность. Поэтому за пределами Украины все граждане ЕС имеют возможность покупать и продавать машины любого года производства, лишь бы выхлопы этих машин соответствовали установленным нормам выброса. Но это там.
А у нас в результате такой искусственно созданной монополии граждане Украины вынуждены либо платить драконовские пошлины, либо ввозить машины по схеме «литовские номера», когда авто оформлено на компанию, зарегистрированную в ЕС, а эксплуатируют её здесь. В Украину завезено по разным источником от 50 тысяч до 3 млн таких машин. И власть, вместо того, чтобы отменить акциз, решила прижать схемщиков, начала выписывать им штрафы. Собственники литовских номеров организовались и начали защищаться – отбивать своих от полиции, в судах, на таможне. В мае власть пообещала решить вопрос, но воз и ныне там.
6 сентября собственники «блях» вышли на санкционированную акцию под ВР. Около 3 тысяч машин участников заблокировали своими машинами центр Киева, собрались с флагами и символикой АтоЕвроСила под стенами ВР и выдвинули требования — убрать акциз и требование Евро 5 при регистрации. НДС 20%, пошлина 10% и всё. Как на обычный товар.
Что самое главное и позитивное – АвтоЕвроСила заставила своей акцией сесть власть за стол переговоров. И вдруг оказалось, что властью уже было заготовлено несколько проектов закона, решающих эту проблему. Но меня больше волнует не то, что говорит власть, а что говорит ФБ-сообщество. Власть решительно настроена консервировать текущее состояние вещей, но нам это зачем?
Основные претензии к бляхам от граждан, которые «ненабляхах»:
1) Мы, покупая машины, уже заплатили акцизы, многие продолжают платить акцизы – так какого хера вы высовываетесь? Платите как все. Вы схемщики.
Этот аргумент очень слабый. Законы, которые носят явно несправедливый ущемляющий дескриминационный характер, будут всегда нарушаться. Законы должны соответствовать уровню развития общества. Как только наши граждане почувствовали себя частью Европы – они осознали, что люди там богаче не только из-за того, что сами страны богаче. Мы с удивлением узнали, что многие необходимые товары там гораздо дешевле, чем в Украине. И причина этой дешивизны – политика государства «быть на стороне граждан», «исполнять волю граждан», «служить на благо граждан».
И активная часть общества рано или поздно выйдет на Майдан и начнёт сносить власть, которая не служит гражданам, которая не меняет законодательство в пользу граждан, которая злоупотребляет общим ресурсом – госпредприятиями, госимуществом, недрами, землёй, бюджетом. Люди рано или поздно выйдут на улицу и начнут действовать. Начнут бороться с этой несправедливостью. Это будет и по легализации оружия, и по снижению налогов, и по земле, и по приватизации, и по тарифам – люди массово начнут выходить на улицы своих городов, если влась во время не примет нужные решения.
Смешно смотреть, как слуги народа, владеющие майбахами и мазерати, призывают блях соблюдать закон и продолжать платить в бюджет, пока он является карманом для этих самых владельцев.
2) Я купил машину дорого, поэтому если уберут акциз, я потеряю деньги и не смогу продать свой автомобиль дорого, как рассчитывал.
Да давайте начнём думать наконец-то об общественном благе! Человек, отсидевший в советское время по политическим статьям, или по экономическим за спекуляцию и тунеядство, теоретически после ликцидации этих статей в уголовном кодексе, не должен требовать от государства продолжать сажать по этим же статьям. Но что происходи с нашими гражданами? Горстка автивистов требует снижения платежей в бюджет... для нас всех(!), и поднимается встречная волна противников такого снижения по одной простой причине – им не нравятся те, кто требует снижения.
«Оставьте всё как есть! Пусть все сидят!» – кричат противники литовских номеров.
Но даже если опустить нравственный фактор и обратиться к математике. При продаже авто, вы же собираетесь купить другое? Так вот — то другое уже будет дешевле. И продав дёшево, вы и купите дёшево. А если не собираетесь – да, вы потеряли деньги, но ваши дети будут иметь возможность быть богаче – потому что сэкономленные деньги они смогут потратить на учёбу, жилье, вещи.
3) Мотлох, свалка, металлолом, потери бюджета.
Когда ворчащий возле пивного ларька люмпен рассуждает о политике, ругает бэушные машины – мне это понятно. Когда разбогатевший бизнесмен презрительно смотрит на старый автомобиль – тоже допустимо. Богатый глупец упрекает бедного в его бедноте. Но когда это делает представитель власти, то это читается совсем по-другому. Когда депутат называет чью-то машину мотлохом, он как-бы говорит: Ну хули ты всё время ноешь? Хули ты ходишь в обносках? – таким депутатам не место в Парламенте.
А когда фесбучная барышня рассуждает о свалках и переработке металлолома, то вряд ли она представляет, как это работает в Европе. И что именно большое количесто машин, бэушных машин, делает страну процветающей. Что огромное количесто доступных машин – это масса сопутствующих бизнесов – мойки, сервис, запчасти, покрышки, дороги, заправки, рестораны, отели, зелёный туризм, а для нашей страны — и связь востока с западом.
Потери от отмены акциза с лихвой компенсируется развитием предпринимательской активности, связанной с машинами и свободным перемещением по стране. Дороги строятся на деньги от продажи топлива. И чем больше топлива будет продаваться – тем лучше дороги у нас будут. Так что больше хаммеров, бимеров и меринов с 6-литровыми движками! А вот электрокары за дороги не платят.
Ну и экономический эффект от сэкономленных на акцизах деньгах тоже очевиден. Теперь украинец, сэкономивший 5000 долларов на акцизе, вложит эти деньги в свою семью, или в бизнес, или на депозит – всё это инвестиции в нашу экономику. Думаю, не надо повторять, что благосостояние каждой украинской души впрямую связано с инвестициями на эту самую душу.
4) Пробки…
Мир научился решать эту проблему. Это и платный въезд в центр. И развязки. И объездные дороги – Киев единственный город в Европе, у которого нет объездной кольцевой дороги. Единственный! Надо строить.
5) Беспорядки в городе. Заблокирован центр.
Пока власть не будет решать проблемы людей – люди будут выходить на улицы. Пока законы не будут соответствовать уровню развития общества – люди будут выходить на улицу. Пока власть будет монополизировать рынки – люди будут выходить на улицы. Пока власть будет ограничивать доступ к ресурсам – люди будут выходить на улицу. Пока у власти будут оставаться коррупционеры, выставляющие напоказ свои слитки, брилианты, долларовый кэш – люди будут выходить на улицу. Пока правосудие будет вершиться по звонку с Банковой – люди будут выходить на улицу.
И выходам на улицу надо радоваться. Наше гражданское общество взрослеет. Образуется политическая нация. Она выращивает новые элиты.
Всё, что нужно сейчас делать в стране — ликвидировать бедность и отставание от цивилизованного мира, а для этого нужно уменьшать налоги и сокращать госаппарат, уменьшать налоги и сокращать расходы, уменьшать налоги и ликвидировать всё лишнее государственное.
И всё будет Украина!
Фейсбук автора