Для Украины сегодня крайне важны экономические реформы. И для армии, и для пенсионеров. Армия нуждается в модернизации и требует удвоения бюджета, хотя наверно сами генералы не знают, сколько денег им нужно. Много нужно! И пенсионерам нельзя платить сегодня по 1000 грн.

И кажется, что нельзя снижать налоги, чтобы не снизить поступления в бюджет. Но на эти грабли мы уже наступали. Весь 2015 год мадам Яресько-Макеева рассказывала нам, что в Швеции налоги такие же, и что.... Результат — 161 место по экономической свободе, падение на 41 пункт по инвестиционной привлекательности, эмиграция более 600 000 человек, 300 000 из которых получили в ЕС вид на жительство. Т.е. навсегда.

Путь «ставки не важны» не работает. Снижение ЕСВ до 22% — это не снижение совсем. Не важно, на сколько вы снизили — важно, до какого значения. Украинская практика показывает — если суммарный налог на зарплату выше 20% — никакой детенизации не будет. Мировая практика показывает — если общая налоговая нагрузка выше 35% — никакого экономического роста не будет.

В Украине общая налоговая нагрузка одна из высочайших в мире: 108-е место между Ганой и Республикой Фиджи. Этот показаиель учитывает не только сами ставки, но и количество бухгалтеро-часов, и количество платежей в бюджет.

Уровень налоговой нагрузки на прибыль модельной компании (Total Tax Rate) составляет 52,2%. В среднем в мире уровень налоговой нагрузки составляет 40,8%, По данным составителей рейтинга, на враг — Россия оказалась на 47 месте (TTR — 47%). Беларусь заняла 63 место (TTR — 51,8%), Узбекистан — 115 место (TTR — 41,1%), Грузия — 40 место (TTR — 16,4%). А уже упоминаемая мной Швеция — на 37 месте с нагрузкой 49,1%. Последствия такого состояния дел: невозможность экономического роста.

Невозможность! — это значит ни при каких остальных условиях. Ни улучшение администрирования, ни упразднение налоговой милиции, ни сокращение сотрудников налоговой не дадут экономического эффекта. Все эти меры могут дать эффект ТОЛЬКО с одновременным снижением ставок.

То, что дышит в Украине, то, что мы видим вокруг себя — торговля, рестораны, сервис — существует исключительно за счёт теневой экономики. Люди просто не платят налоги и искренне не понимают, зачем их платить. И они правы. Пока налоговую службу возглавляют одиозные личности, пока судьи хранят доллары в трехлитровых банках — как можно требовать от людей платить налоги? Кому? За что? На что?

Волонтёры снабжают армию средствами ПВО, а министерство обороты бесполезными жгутами эсмарха. Так куда отдать украинцу деньги — в министерство обороны или волонтёрам? Но это совершенно другая тема. Это не вопрос развития экономики. Сама по себе экономика и её рост не зависит от того, как расходуется бюджет. Рост зависит от того, насколько свободно себя чувствует предприниматель.

Что нужно предпринимателю?

1 Безопасность. Безопасность не от уличных грабителей, уличных мошенников, бандформирований или еще каких-то мифических правонарушителей. От этого всего предприниматель сможет найти защиту. Предприниматель бессилен перед государственными структурами. Ему нужна безопасность ОТ государства, от налоговой милиции, от СБУ, от МВД, от АМКУ, от прокуратуры. От них бизнес бежит за границу. От них трудовые ресурсы бегут на запад. Силовые правоохранительные структуры выдавливают всё креативное, всё предприимчивое на Запад. И именно эту безопасность необходимо обеспечить украинцам.

2 Электронные сервисы. Они должны обеспечить удобство взаимодействия предпринимателю с государством. Если для ведения малого бизнеса необходимо нанимать бухгалтера — здесь не будет массового малого бизнеса. А нам необходим именно МАССОВЫЙ малый бизнес. Поэтому налоги должны быть просты и считаться автоматически, отчетность должна формироваться автоматически без участия предпринимателя.

3 Ставки. Мы просто обязаны повторить опыт Грузии. Там общая налоговая нагрузка 16%. У нас 52%. Нет шансов, понимаете?

И если по первым двум пунктам Минфин сегодня делает шаги в нужном направлении, то по ставкам мы так и остаёмся на дне... Да, понятно, что сегодня бюджет держится на том, что собирается, и Минфин не хочет терять то, что есть. Минфин пытается экономить... Министерства наседают, требуют «своё», из года в год раздуваемое. Депутаты требуют «своё», утверждённое Парламентом. Розенко-Рева прикрылись законами о социальной защите населения. Да, Минфин пытается экономить... Но для экономического прорыва этого недостаточно.

Необходимо разрубить этот гордиев узел. Просто прекратить финансировать всё, кроме... Вот именно такой подход к расходам бюджета — финансируем только вот это. И больше ничего. Пока расходы бюджета будут формироваться — раздуваться министерствами и академиями без всяких ограничений, а снижение налогов и налогового пресса будет оправдываться этим раздуванием — роста экономики не будет. Отсутствие здравого смысла в расходовании средств — вот та печка, от которой надо плясать.

А пока что.... мы не можем отказать пяти Академиям наук, Министерству образования, Министерству здравоохранения и другим в финансировании псевдонаучных программ, псевдоповышении квалификации, псевдоподготовку кадров, псевдо-псевдо-псевдодеятельности... В военное время.