Когда мы разделили отношение к блокаде на два аспекта — экономический и моральный, то взаимопонимание между лагерями сторонников и противников блокады увеличилось. И даже Президенту пришлось определиться с позицией. Однако после решения первого вопроса встаёт другой — насколько можно выйти за рамки морали ради экономической выгоды?
Мораль — это внешние ограничения человека, эти ограничения устанавливает общество. Мораль можно даже описать — вот это принято у нас, а вот это не принято. И человек, выходящий за рамки морали, установленные обществом, конечно же говорит, что делает он это ради выживания самого этого общества. И вроде бы всё правильно, если б не этика.
Этика — это внутренние ограничения человека. И они не могут быть описаны никем, кроме самого человека. Мораль, как внешний ограничитель, нужна тому, у кого этические границы размыты, шире, чем общественная мораль. И для этих людей нет никаких проблем с тем, чтобы переступить общественные правила, ведь внутри их ничего не сдерживает.
Но те, чьи этические рамки Уже общественной морали, для кого даже рассуждения о торговле с россиянами — болезненный компромисс, не могут себя заставить «торговать ради выживания». Для них эта тема из ряда «такое не обсуждается». Остаться временно без тепла и электричества для них приемлемая цена за то, чтобы быть в согласии со своими этическими границами. Но для тех первых такое поведение — это отсутствие здравого смысла.
Попытка притянуть к дискуссии аргумент «тяжёлое экономическое положение» не выдерживает никакой критики. Ресурсы страны настолько огромны, что возможность удвоения ВВП за один год обеспечивается просто изменением перераспределения богатств страны без привлечения внешних инвестиций.
Косвенное подтверждение этому является факт, что для чиновников сумма в несколько миллионов долларов является карманными деньгами, которые они просто хранят дома. Об истинных состояниях можно только догадываться, гуляя по Межигорью.
Роскошь некоторых судей, министров, депутатов показывает, что параллельно с официальным бюджетом существует второй, параллельный бюджет, и вторая, параллельная экономика, не выполняющая никакой социальной функции. Наши дороги, мосты и пенсии уходят в параллельный мир. Я не призываю «отнять и поделить», задача реформ сводится к тому, чтобы эти ресурсы вывести на свет и использовать во благо страны.
Но какова ж для этого должна быть этика людей, находящихся у власти? Какой уровень естественного внутреннего ограничения должен быть у них, чтобы не искать дополнительного дохода в торговле с врагом, а просто изменить перераспределение того, чем мы уже обладаем?