Мне казалось, что тема литовских номеров уже исчерпана, но продолжают появляться авторы, которые, как им кажется, аргументированно пытаются убедить украинцев, что им совсем не нужны дешёвые машины. Один из примеров такой аргументации появился на страницах zn.ua со страшным названием «Украина превращается общеевропейскую автомобильную свалку».

Что пытается донести украинцам автор?
1) Там, где дешёвые машины, там автомобильная свалка.
2) Ездить на литовских номерах незаконно.
3) Спасение — в принятии целевых государственных программ по субсидированию отечественного производства (!!!)

Свалка или эстетика

Самой яркой иллюстрацией свалки, которой опасаются противники импорта б/у машин, является Куба, куда ежегодно устремляются миллионы туристов, чтобы прикоснуться к такой свалке автомобильной эстетике.

59229c1a5536c.jpg

Во всех странах мира проводятся выставки старинных машин. В каждой стране есть люди, для которых машины — это смысл их жизни. И ограничение перемещения б/у автомобилей — это, конечно же, удар по всем автомобилистам, это ограничение свободы человека ездить например, на Ягуаре 1961 года. По большому счёту — это наследие совка. Это попытка на уровне государства продолжать навязывать населению основную идею совка — наши машины самые лучшие, наши компьютеры самые лучшие, наш строй самый лучший. И мы (государство) знаем лучше, что для вас лучше.

Напомню сторонникам запретов и контроля — Украина — беднейшая страна в Европе. И запрещать украинцам покупать дешёвые авто в то время, когда молдаване, белорусы, прибалты, грузины, не говоря уже о поляках, чехах и словаках, могут свободно это делать — это уже выходит за грань целесообразности. Ведь речь идёт хотя бы о равных правах, не говоря уже о создании лучших условий. По мнению автора — Украина — это островок чистоты и свободы, а за её границами — оскал капитализма со свалками машин. И это правда! Только огромные свалки машин — это не хорошо и не плохо, это признак развитого цивилизованного мира.

5922a0be49a64.jpg

Свалка машин — это источник металлов, пластика, резины, запчастей. И Украина по автомобильным свалкам и разборкам отстала от Германии, Франции и Японии также, как и в производстве машин, одежды и компьютеров. Отстала также, как и в обеспечении прав людей покупать то, что они считают нужным покупать. И догонять Европу по свалкам нам необходимо точно также, как и по устройству судебной системы.

Теперь немного о ценах и эстетике. 10-летние мерседесы, ауди, бмв стартуют в Европе от 3000 евро. Недавно в системе Проззоро был продан Мазерати 2006 года за 380 000 грн. Неужели найдётся человек, который скажет, что новенький Патриот-УАЗ за 489 000 грн лучше? Скажете, что новый ланос, запорожец, газель лучше? Трёхлетняя газель — это не свалка. А десятилетний мерс — уже свалка? Я даже не хочу начинать обсуждать очевидные вещи. Это касается и легковых, и грузовых авто, и спецтехники. Это аксиома. Десятилетний мерс-спринтер всегда лучше новой газели.

Хаммер б/у — это свалка, а новые УАЗ и газель — это патриотично, модно, перспективно, долговечно, экологично. Пипец!

5922b14909877.jpg

Экономика

Каждый ввезённый б/у автомобиль требует сервиса. А значит — открытие автомастерских, магазинов запчастей и покрышек, автомоек, тюнинговых салонов, салонов автозвука. Каждый ввезённый б/у автомобиль — это плюс один потребитель топлива, а значит и увеличение поступление акциза в бюджет, которое влечёт за собой строительство дорог, авсфальтовых и бетонных заводов, за которыми идёт развитие придорожной инфраструктуры — заправки, кафе и рестораны, зелёный туризм. А что такое сегодня заправка? Это место встреч, отдыха, покупок. Это не только хороший кофе, но и хороший туалет. Хорошие дороги — это не только комфорт, это — единение украинцев, это внутренний туризм, это свобода!Возьмите за пример город Сумы — к этому городу невозможно подъехать ни на каком виде транспорта.

Чем больше машин будет завезено в Украину — тем быстрее закрутится экономика, тем монолитнее и богаче станет наша страна. Снижение акциза на импорт машин не старше пяти лет уже дало увеличение поступлений в бюджет. Нужно расширять практику — снимать все ограничения на все машины.

Законность

В основу своей аргументации незаконности присутствия в Украине машин на литовских номерах автор поместил ст 380 Таможенного кодекса «Особливості тимчасового ввезення громадянами транспортних засобів особистого користування на митну територію України», не заметив маленькой детали — статья касается транспортных средств в личном пользовании. А украинцы пользуются машинами, оформленными на литовские компании, т.е. коммерческими.

Да, эти литовские компании открываются именно для такой деятельности — предоставление украинцам равных прав со всеми европейцами пользоваться всеми благами современной цивилизации. И здесь нет ничего незаконного. Автор, по инерции считая страны Балтии советскими, предполагает, что (в отличие от Украины) в Литве не действуют законы, предприятия могут быть фиктивными, а продавцы машин — обязательно мошенники. И они не продают машины, а дословно — «сбывают» их :) Воистину, совок неистребим, сразу вспоминается, чем обязательно заканчивались новости по советскому телевизору — передачей «Их нравы» :)

Миллионы украинцев работают за рубежом. Миллионы украинцев легально устраиваются в европейские компании. Пытаясь выловить минимизаторов — как вы отфильтруете тех, кто управляет авто законно, от тех, кто управляет схемным авто? Это нереально. Люди не хотят платить чрезмерные пошлины и акцизы хотя бы потому, что нигде в Европе такого нет. Давайте перенимать европейский опыт и снимать ограничения вместо того, чтобы преследовать тех, кто хочет жить также, как живут европейцы.

Что делать

Власть Украины 25 лет ограничивает право граждан на дешёвые машины. 25 лет несколько автомобильных дельцов, введя ограничения на импортные автомобили, куют свои копеечки, а украинский автопром и украинцы всё там же. Как и многие другие меры, работающие там, где есть свободный рынок, не сработали в Украине, где свободного рынка нет. Ничего здесь не может быть решено путём дополнительных регуляций, как предлагает автор. И уж тем более путём бюджетных субсидий. Всё будет коррумпировано и разворовано. Такие проблемы разрешаются либерализацией.

Давно назрело и перезрело решение этой проблемы — радикальное снижение платежей на импорт всех авто – и подержанных, и новых. Они у нас заоблачно высокие. Сама растаможка – 10% пошлины от стоимости легковушки, плюс 20% НДС и акцизный сбор (0,267 евро за каждый куб. см), а еще 3% в Пенсионный фонд. Между тем в ЕС акцизный сбор не платят. Также необходимо немедленно убрать ограничения при регистрации авто по возрасту и требование о том, что машины должны соответствовать стандарту Евро-5.

Что за диво дивное — в беднейшей стране Европы вводить такие же требования по экологии, как в Германии? Когда достигнем уровня жизни 10000 долларов на душу населения — подумаем о Евро-5. Хотя и это решение должно касаться не регистрации авто, а прежде всего — производства.


Желаю нам всем дешёвых и качественных автомобилей!