Согласитесь, нельзя не заметить, что за последние лет 30 наша жизнь кардинально поменялась. Когда я был маленьким, из всех видео развлечений у меня был только старенький ламповый черно-белый телевизор, который ломался регулярно каждые полгода. А показывали по этому телевизору два с половиной канала с перерывом на обед с 12 до 16 часов. Я легко вставал в 7 утра, чтобы уже в 8 приступить к занятиям в школе, потому что уже в 10 вечера вся семья ложилась спать (и это в областном центре). Если и можно было занять себя чем-то на сон грядущий, так это прочтением газеты или книги.
Сегодня же газета – это друг тех, кому за 80, телевизор на 200 каналов – это для тех, кому за 60, стационарным компьютером пользуются те, кому за 40, молодежь предпочитает исключительно планшеты, смартфоны и другие новые прибамбасы. Сложно даже представить себе, с чем будут дружить лет через 5 те, кому сейчас 10.
Помню, в 70х-80х годах прошлого века говорили о том, что современное (на тот момент) человечество живет в бешеном темпе. По сравнению с сегодняшним днем, мы тогда ползали, как черепахи. Технический прогресс за последние 30 лет (вернее, информационно-технологическая эволюция) сравним, пожалуй, с тем, как человек перешел от ползания на четырех конечностях к прямохождению. Только тогда ему потребовались миллионы лет, а сейчас все произошло за десятилетия. И темпы этой эволюции еще только набирают обороты.
Без сомнения, можно говорить о качественном изменении инфраструктуры жизнедеятельности человека в современном мире. А вот поменялись ли содержание и формы систем, эту жизнедеятельность обеспечивающих?
Начиная с 90-х годов, нам все время говорят о необходимости реформ. В системе образования, здравоохранения, налогообложения, пенсионного обеспечения и т.д. Это объективная необходимость. А что меняется по факту? Иногда меняем форму, сохраняя прежнее содержание. Иногда наоборот, в старую форму пытаемся впихнуть новое содержание. Часто сохраняем и то, и другое, но меняем исполнителей. При этом несложно понять, что систему нельзя изменить частями. Это будет всего лишь модернизация, необязательно эффективная.
Реформа подразумевает полную замену и содержания, и формы. Ну а исполнителей можно и переучить. Хотя, лучше все-таки потихоньку поменять.
В качестве примера буду говорить, в первую очередь, о системе образования. Для меня – сфера профессиональная, для многих –очень даже знакомая.
Что мы имеем. Массу организаций – дошкольных, школьных, внешкольных, специализированных, средне-специальных, высших, последипломных. Все это венчают различные академии наук под руководством единого министерства. Казалось бы, все это звенья одной цепи, вот только цепь получается разорванной.
Вы, наверное, замечали, что в крупных городах в 60-е – 70-е годы школы строились вместе с детскими садами на расстоянии 100-200 метров друг от друга. Т.е. по задумке ребенок должен был идти в садик по месту жительства, а потом плавно переходить в близстоящую школу. На практике же все было иначе. Детсады были всегда переполнены. Я лично поменял три за два года их посещения. Достаточно далеко от дома. По блату. И в школу пошел совсем не в ту, которая была под домом. Случайно. В наш детсад пришли учителя из единственной на тот момент специализированной школы по английскому языку. Они, скорее всего, должны были провести ряд тестов и собеседования с детьми, чтобы отобрать наиболее сообразительных в новую школу. Ничего такого не было. Просто нянечка (даже не воспитатель, а нянечка!) моей группы назвала им мою фамилию, а вечером сообщила об этом моей маме. Не будь в ту секунду нянечки в группе, вся моя жизнь, наверное, сложилась бы совсем по-другому!
Дальше. За все время учебы в школе я всего один раз был на экскурсии в пединституте. Тоже случайно. У нас был очень ответственный практикант, который организовал нам такую экскурсию, если не ошибаюсь, в седьмом классе. Зато нас регулярно водили на экскурсии на молокозавод, на швейную фабрику и т.д. Т.е., несмотря на то, что мы учились в единственной в городе спецшколе по английскому языку, нас целенаправленно готовили стать доярками, швеями и операторами станков с числовым программным управлением.
Потом я поступил в пединститут в Горловке. Школу я видел всего один раз на практике на четвертом курсе. Руководитель педпрактики появилась в школе только в первый день, а учительница, к которой меня прикрепили, так обрадовалась, что попросила меня проводить за нее все уроки с пятого по восьмой класс, и больше я ее вообще не видел. Но мне нравилось, что никто не мешает, так что я без претензий.
А затем меня взяли на работу в пединститут в Луганске. Сразу сказали: пиши научные статьи и поступай в аспирантуру. Что оно такое, эти научные статьи, и зачем мне эта аспирантура, мне, конечно же, никто не объяснил. А я писал и поступал. Кстати, школу тоже видел всего 2-3 раза за 10 лет работы, когда мне доверили руководить практикой моих студентов. Но тогда нам давали по 8 часов на студента, можно было и в школу сходить, и занятие посмотреть, и обсудить его. Сейчас дают 1-2 часа на группу, чего хватает только на то, чтобы проверить отчетную документацию.
Что же'отреформировали" за эти годы? Большинство дошкольных учреждений сегодня стали частными. Кто там работает, по каким программам, с какими сертификатами? Неизвестно. Главное, плати деньги. Средние школы поменяли вывески – теперь все больше гимназии, лицеи и т.д. Те же учителя, те же учебники, те же поурочные планы. Вместо вступительных экзаменов теперь ЗНО. Качество тестов оставляет желать лучшего. ВУЗы, которые ранее были специализированными (педагогические, технические и т.д.), теперь все больше классические. В результате в каждом областном центре по 2-3 (а то и более) университета, которые предлагают своим студентам идентичные программы обучения по одинаковым профилям. Группы студентов укрупнили с 10 до 30 человек. Часы аудиторной нагрузки уменьшили на 60-70%. Вот и все "реформы".
А что, если вот так?
Министерство упраздняем. Во-первых, непонятно, почему образование должно идти вместе с наукой (а до этого объединялось еще и с молодежью, и спортом). Во-вторых, для чего это централизованное администрирование? Оставим национальный департамент образования с сугубо координационными функциями.
Дальше. Создаем региональные Центры оказания образовательных услуг. При существующем административно-территориальном делении Украины лучше всего это сделать на уровне областей. Функции этих центров – администрирование, финансирование филиалов, консультации, сертификации, методическое обеспечение и проч. Т.е. рождается в Украине человечек и сразу попадает в базу данных такого Центра: имя, фамилия, адрес проживания, информация о родителях, контактные телефоны, электронные адреса. И тут же государство дает ему электронный сертификат на образование (на всю жизнь). Где-то тысяч 10 или 20 долларов США. Это кредит, который будет погашен за счет налогов его родителей и его налогов, когда он уже начнет работать. Этот сертификат нельзя продать, нельзя обменять на деньги. Это то, что родители ребенка (например, до 16 лет) и он сам в дальнейшем могут потратить исключительно на образование этого человека. И тут же в Центре он получает консультанта по типу семейного врача. Это необязательно будет человек на всю жизнь, можно менять консультанта (дошкольный возраст, школьный, вузовский и т.д.).
Что представляет из себя сам Центр. Просторное здание, хороший колл-центр, обширная база данных методических материалов, а также большое количество филиалов: назовем их детсадами или центрами раннего детского творчество, школами или гимназиями, колледжами или институтами.
Начиная с первых дней жизни ребенка консультант предлагает родителям программы его развития, обучения и воспитания. Что-то делается в домашних условиях, на какие-то занятия родители возят ребенка в нужный филиал по желанию. То же самое и по начальной и средней школе. Не привязываем ребенка к одной школе и к одному классу. Учи математику в одной школе (дистанционно и очно), а языки в другой. Музыкальное образование получай в третьей. Занятия физкультурой – в специализированных комплексах в зависимости от интересов (футбол, теннис, легкая атлетика и т.д.). Разные формы обучения – очные, заочные, дистанционные, экстернат. Это же можно применить и для высшего образования. Не надо нам 5 одинаковых университетов в одном городе. Сделаем несколько колледжей по специальностям. Соберем в них лучшие кадры по тому или иному профилю. Получай кредиты по рекомендациям своего консультанта в разных специализированных филиалах высшего образования. Сертификат об образовании (среднее, бакалавр, магистр) выдает региональный Центр на основании отчетов своих филиалов.
Остались деньги по ваучеру, а ты захотел переквалифицироваться в 40 лет, пожалуйста – есть филиалы последипломного образования. Потратил все деньги на образование еще в период обучения до 18 лет, ну что ж, плати за свое дальнейшее образование самостоятельно, за счет родителей или будущего работодателя.
Все просто. Деньги на каждого ученика или студента выделены в определенный региональный центр. Он передает их тем учреждениям, которые занимаются образованием конкретного человека. Не нужно ничего выбивать, просить, требовать. В структуре региональных центров – государственные и частные учреждения. Сами создают учебные планы, сами разрабатывают программы обучения, сами набирают себе педагогов.
Единственное условие. Если человек выучился в Украине с использованием государственного ваучера, а потом сразу решил поискать лучшей доли где-то за границей, то нет проблем. Только подпиши договор, что обязуешься вернуть потраченные на твое обучение деньги в течение 10-15 лет или заплати одноразово и гуляй на все четыре стороны.
Теперь про медицину, тоже сфера всем близкая.
Что мы имеем сейчас. В деревнях и селах вообще ничего нет, в райцентрах по одной захудалой больнице, в областных – с десяток городских. Причем, все они, как правило, многопрофильные и отделения в них повторяются. Есть еще, конечно, и частные клиники, но, если учитывать, что 80% пациентов попадают в больницы по скорой помощи, а ургентность в государственных больницах чередуется, то попасть в ту больницу, которую хочешь, является довольно проблематично.
А если так?
Создаем региональные Центры оказания медицинских услуг. Обязательное медицинское страхование. Семейные врачи как консультанты. Филиалы – это узкопрофильные больницы. В них собраны лучшие специалисты в своих областях и соответствующее оборудование. Отдельно – центры профилактики и диагностики. Консультации больных по телефону, скайпу, вайберу, на дому и в поликлинических филиалах. База данных пациентов от рождения. Сюда же присоединяем и фармакологию. Никаких частных аптек. Все под руководством регионального центра. Министерство здравоохранения в его сегодняшнем виде не нужно.
То же самое и по социальной политике.
Зачем нам отдельно пенсионный фонд, отдельно собес, отдельно инвалиды, отдельно Чернобыльцы, АТОшники, кормящие матери и т.д.? Создаем региональные Центры оказания социальных услуг. Общая база данных. Колл-центр, консультации. Возможность подать заявления, копии документов по электронной почте.
Ну и так далее в других сферах по предложенному шаблону.
Скажете, утопия? А мне видится, что все это возможно. Просто сто лет назад требовалась электрификация всей страны, а сейчас нужна Интернетизация + желание реформировать системы – (минус) коррупция. И все получится!