5e9c4f692ef4e.png

С православными людьми у меня как-то не сложилось. Одни мне угрожали физической расправой ещё тогда, в Перми, только лишь за активные сомнения в их религиозных постулатах. От других (на работе) нельзя было допроситься снега зимой (причём даже не по личным, но исключительно по рабочим моментам), хотя своей внешней, напускной набожностью они бравировали как какие-нибудь обвешанные побрякушками представители кочевых народов «уличной магией». Есть такие «правильные» православные типажи, что хотят быть «святее папы римского», в данном случае речь идёт о них.

Возможно, в теории, всё же существуют адекватные православные люди, однако мне такие не попадались, хотя в своё время я достаточно плотно мониторил религиозную жизнь России и имел множество конструктивных бесед и контактов с представителями различных конфессий, а также их ответвлений.

В Украине я с православными практически не сталкивался, ибо ко времени своего вынужденного отъезда осознал полную бессмысленность каких-либо религиозных споров, углубившись в решение своих бытовых и юридических проблем, а также в тяжёлое плакатостроение и написание собственной философской концепции. Правда пару лет назад кто-то на улице поздравил меня с «пасхой» тем, что «кто-то якобы воскрес», на что я не без иронии ответил, мол «привет, это не моя тема, чувак, извини», оставив слегка ошарашенного случайного собеседника наедине со своим приветствием.

Я убежден в том, что можно быть порядочным и адекватным человеком, не будучи при этом сколько-нибудь религиозным, т.е. не боясь, в случае отступления от неких изменчивых морально-этических и/или общественных норм, быть покаранным «свыше». Да и что есть сами по себе эти «нормы» как не фикция, социальный конструкт, но лишь с поправками на условное историческое время и местные обычаи? Не говоря уже о самом понятии «греха», выводимого из наличия того самого высшего существа, которого никто толком не видал, но о котором идёт столько споров до сих пор.

А вот само по себе определение адекватности, образуемое исключительно из внешних параметров социального взаимодействия (то самое пресловутое «А что люди скажут?»), является относительно приемлемым лишь до момента некоего внешнего форс-мажора, когда в одночасье перестают работать привычные схемы и правила, когда резко и внезапно обнажается истинная человеческая, т.е. многократно и необратимо мутировавшая животная натура. Что, кстати, мы и наблюдаем сейчас, в период пандемии COVID-19.

Скажите пожалуйста, кто эти ~130 тысяч «верующих», что посетили сегодня ночью украинские церкви, проигнорировав карантин? Никто и не узнал бы о том, насколько они далеки от мало-мальского определения «доброго христианина», не соверши они эту огромную глупость, фактически граничащую с преступлением. И что самое печальное, эти люди спокойно живут среди своих сограждан, игнорируя при этом объективную для всех общую опасность, предпочитая пользоваться специально придуманными для них спасительными мифами — более того, полагая всё это совершенно нормальным! Со всем этим, безусловно, необходимо что-то делать. И здесь не придётся рассчитывать на местных политиков, привыкших к дешёвому лицемерию и духовному заигрыванию с недалёким электоратом. Рассчитывать придётся только на себя и своё субъектное мышление. Остальное — вопрос технический.