Как работает мозг рядового россиянина? Какие особенности мышления заставляют его жрать рашистскую пропаганду, облизывать ложку и требовать добавки? Этот вопрос можно рассмотреть на примере популярного в ватных кругах нарратива «Одесской Хатыни», который ежегодно всплывает, как перенасыщенное газами говно в унитазе.

Напомним, в чем он состоит, с помощью цитат из российских Z-каналов.

«Невозможно без содрогания вспоминать о страшной трагедии в Одессе, где участники мирной акции протеста были зверски убиты, заживо сожжены в Доме профсоюзов. Преступники, которые совершили это злодеяние, не наказаны, их никто и не ищет, но мы знаем их поименно и сделаем все, для того чтобы их покарать: найти и предать суду».

Владимир Путин

«Все эти годы, до начала СВО, мы, Россия, пассивно наблюдали за тем, как расправляются с остатками прорусского движения на Украине, а когда, наконец, вошли, то странным образом удивились, почему нас здесь с флагами не встречали? Так я отвечу: те, кто могли обеспечить русской армии действительно радушный прием, те, кто должен был сформировать основу нового, дружественного нам политического класса братской Украины, заживо сгорели ровно 9 лет назад в Доме Профсоюзов в Одессе. А мы лишь охали этим новостям, уставившись в телевизор. Мы их не спасли, потому сейчас в одиночку деремся со всем коллективным Западом».

Дмитрий Рогозин, экс-глава Роскосмоса

2 мая украинцы сожгли живьём людей.

2 мая украинцы сожгли живьём людей во славу Украине.

2 мая украинцы радовались сожжению людей.

2 мая украинцы радовались, когда визжала женщина, которой ломали позвоночник.

2 мая украинцы смаковали победу над руснёй.

2 мая — день, когда русские навсегда запомнили радостный смех украинцев, заживо спаливших живых людей.

2 мая — день торжествующего украинства.

И мы навсегда запомнили, что такое — смех торжествующей Украины.

Когда украинцы сожгли людей.

Живьём.

В Одессе.

Помни Одессу, русский человек.

Помните 2 мая.

Дмитрий Конаныхин

Предлагаю посмертно наградить героев Одессы орденами Мужества.

2 мая 2014 года в Одессе беснующаяся толпа неонацистов разгромила лагерь патриотов Новороссии на площади Куликово Поле и подожгла здание Дома профсоюзов, в котором укрылись активисты. В результате пожара погибли 48 человек, восемь разбились при падении из окон, еще шестеро были убиты на улицах, всего пострадали более 300 человек.

На Майдане тоже пролилась кровь, что можно было представить как «эксцессы» противостояния протестующих и органов правопорядка, власти и оппозиции. Но в Одессе звериный оскал украинского неонацизма проявился в полной мере: мирных граждан преследовали и убивали только за то, что они смеют думать иначе, чем захватившие власть последыши бандеровцев, за то, что они готовы отстаивать свою гражданскую позицию.

Сергей Миронов

Ну, в общих чертах понятно, в чем заключается этот дискурс и зачем он используется. Это совсем не интересно, потому что очевидно.

Интересное начинается, когда пропагандисты отклоняются от заданной темы и пишут от себя, от души. Вот, например, Vладислав Угольный, патентованный дурак, который реально пишет что думает:

«Сегодня дурной день и тысячи говноедов будут спекулировать на одной из величайших трагедий русского народа — на сожжении одесситов 2 мая 2014 года. Давайте не уподобимся им, а будем максимально честными.

Итак, если бы 2 мая украинцы не убили бы мирных русских жителей города-героя Одессы, то нынешней войны бы не было. Не было бы её потому что восстание на Донбассе было бы подавлено.

Одесса дала Донбассу мучеников, которые конвертировались в добровольцев и ожесточение боевых действий. На Донбассе никому не хотелось, чтобы повторилось „как в Одессе“. Из-за этого мы выстояли.

Позже Донбасс начал производить мучеников самостоятельно. Налёт на луганскую ОГА, первый убитый ВСУ ребенок в Славянске, Горловская Мадонна и так далее. Я не говорю о гибели гражданских как о чем-то хорошем — это трагедия. Но эти трагедии конвертировались в нашу пользу, мотивируя продолжать и радикализировать борьбу. Каждый убитый украинцами гражданский конвертировался в миллионы рублей гуманитарки и новых добровольцев.»

«Умри, Денис», лучше не напишешь". Угольный — мелкая сволочь, у которого количество подписчиков не дотягивает до 30 тысяч, а он хочет в клуб больших мальчиков-миллионников. Поэтому ради хайпа он готов сказать даже правду: россиянам нужны мученики, чтобы "конвертировать" их в донаты. Как говорят мудрые люди, не слушайте обличителей, слушайте апологетов.

Но еще интереснее читать непосредственных участников событий – того же Димитриева. Потому что Димитриев, внезапно, очень нехарактерно некрасноречив по этому поводу:

"У российских пропагандистов-людоедов примерно такой же посыл: давайте какому-нибудь пленному отрежем голову, забомбим ракетами и расскажем как засыпаем все посадки трупами перед "перегруппировкой" и пусть они знают, какие мы страшные и боятся ядерного удара. Но от этого не становится страшно. Эти угрозы лишь усиливают мотивацию прежде умеренных граждан Украины и лишают их эмпатии.

Федеральные пропагандисты считают, что таким образом поднимают боевой дух, но на самом лишь заражают общество психозом. Наверное, это сложно понять людям, которые это состояние общества не переживали хотя бы раз."

А еще Димитриев репостит Картавых:"«Очень хотелось бы задать вопрос активистам АнтиМайдана в Одессе, которые там были к началу мая 2014 года.

Если бы им показали во что потом позволит РФ и Путин превратить Донецк и Луганск, стали бы они топить за воссоединение с Россией?"

Ну, так-то оно да. Русский мир за девять прошедших лет не то чтобы стал сильно лучше представлен. И очень многие, кто топил за него в 2014 сейчас отошли в сторону, а то и вообще взгляды поменяли на противоположные."

Картавых, в отличие от большинства зетников, человек с реальным историческим образованием, со специализацией на Древнем Риме, и еще не до конца пропитым мозгом. Поэтому трансформации дискурса "Одесской Хатыни" в его тексте очень хорошо показывают, где говорит он, а где, собственно, дискурс.

"Крч, я допускаю, что так как активисты АнтиМайдана в Одессе это, собственно, одесситы, то они вполне могли и поменять взгляды. Особенно когда по городу начало прилетать после февраля.

Но есть одна проблема. Вы их сожгли заживо. Они умерли. И поэтому уже всë. Они не смогут вам, тупым селюкам, рассказать о эволюции своих взглядов, увы и ах.

Они застыли в Вечности такими, какими встретили 02.05.2014, свой последний день. И каждый год мы их вспоминаем.

А хохлов каждый год корежит и они постоянно себя зачемто (орфография авторская, здесь и далее) расчеловечивают. Ежегодный шабаш, где хохлы скачут и орут: "а ещë нам по кайфу сжигать людей, бойся нас, русня, если мы своих сжигаем, то вам вообще всем пизда, ла-ла-ла!!!".

Но нюанс в том, что это не страшно. Это просто убивает эмпатию, больше ничего не дает. Потом удивляетесь, хули в РФ на ваше "помогите, пидоры!!!" никто не реагирует. И всем, в общем-то, насрать на проблемы небратского народа.

А ведь еслиб не эта милая черта хохлов, то мыб совсем информационку проебли, без шансов. И, скорее всего, война бы уже закончилась. А может и не начиналась бы вообще".

В отличие от дурачка и психопата Угольного, который откровенно пишет, что да, нам нужны были трупы, и нам нужно еще больше трупов, Картавых работает тоньше, сочетая дискурс "Одесской Хатыни" (Вы их сожгли заживо. Они умерли) с дискурсом "Тортик съелся". Он, этот дискурс, в свое время был точно охарактеризован украинкой, дайри-юзершей Луче Чучхе. До оригинала добраться трудно, но кэш гугла хранит все.

https://deti-trawmatiki.livejournal.com/11840.html

У Картавых "по городу начало прилетать после февраля". Что-то такое взяло и начало прилетать. Как-то нечаянно. Само. И в конце текста "скорее всего, война бы закончилась. А может, и не начиналась бы вообще." Сама. Вот взяла и началась эта война. Спонтанно. Тортик съелся.

Но когда речь идет о погибших 2 мая, то никакой тортик не съелся, здесь есть четкие виновники:"Вы их сожгли заживо".

А еще хохлы "постоянно себя зачем-то расчеловечивают", чем мешают Картавых проявлять к ним эмпатию. Он бы проявлял, но хохлы ему мешают."И всем, в общем-то, насрать на проблемы небратского народа." Эти проблемы, опять-таки, сами как-то возникли, спонтанно. А еще какие-то таинственные "мы" (Картавых и кто?) могли бы"совсем информацонку проебать, без шансов" (а сейчас есть какие-то шансы ее не проебать?).

Среди зетников есть цельные натуры, которые просто обезьянничают официальный дискурс без собственного мнения, или психопаты, которым ни разу нчего не мозолит тот факт, что храбрые защитники Новороссии начали свое утро 2 мая с убийства пятерых украинцев. Им не жмет, что между перестрелкой на Греческой и атакой на Дом Профсоюзов был довольно большой промежуток времени, в течение которого будущие жертвы набивались в Дом Профсоюзов как сельди в бочку, потому что их туда позвал лично Албу, чудесным образом не сгоревший и не задохнувшийся в дыму, не разбившийся, выскочив в окно и не убитый "бандеровцами", а благополучно смывшийся в Крым. Угольному это норм, он знает, что Албу занимался производством мучеников, и полностью его в этом поддерживает.

Но Картавых хочет разыгрывать карту гуманизма и эмпатии, он не может писать, что да, это нормально убивать украинцев утром и проклинать их вечером за то, что дали отлуп, это нормально производить мучеников и конвертировать их в донаты и добровольцев.

И в то же время он претендует на интеллектуальность. Он не может откровенно принять сторону дурачков, которые искренне верят, что 2 мая в Одессе началось сразу в четыре вечера. Он пишет умные статьи о древнеримских политических играх, он претендует на профессионализм и ему не с руки косить под болвана, неспособного пользоваться Гуглом и wayback machine, чтобы проанализировать события 9-летней давности. Он прекрасно знает, кто съел тортик, кто начал стрельбу в расчете на полную безнаказанность, потому что ну же сработало в Донецке, Луганске и Славянске, почему бы не в Одессе?

И Картавых остается что? Гневно хулить украинцев за то, что, смеют радоваться, что не дали себя умертвить. Мы должны чувствовать исключительно скорбь в адрес тех, кто откровенно на камеру говорил, что нас нужно стрелять как бешеных собак и лечить от украинства бейсбольными битами и коктейлем Молотова, но упс, что-то пошло не так, и коктейль загорелся почему-то не там, где было запланировано .

Только великая культура Достоевского и Толстого могла породить убийц, требующих от жертв нравственного совершенства. Больше ни в одной культуре такой аберрации, казалось бы, нет. Убийцы есть, а аберрации нет.

В дискурсе "Одесской Хатыни" еще тогда, в 2014, был заложен ВЕСЬ пропагандистский дискурс сегодняшней войны. И в основе этого дискурса — тезис о неизменной и вечной невинности россиян.

Вот ответ на вопрос, с которого началась статья: мозг россиянина настроен на сохранение собственной невинности. Например, большое количество россиян верит в нарратив "Россия никогда и на кого первой не нападала". Если их потыкать носом в неоспоримые факты, они переходят к следующей фазе: это была самозащита. Если вам удастся пробить и эту линию обороны, вы натолкнетесь на следующий рубеж: эти люди заслужили, потому что могли на нас напасть. Если удастся пробить и эту линию Фаберже, хотя это почти невозможно, следующим бастионом станет "может, и не могли, но хотели". Дальнейшая дискуссия бессмысленна, потому что невозможно доказать кому-то наличие или отсутствие каких-либо потаенных желаний, на то они и потаенные.

Если бы россияне устраивали свои позиции так, как они устраивают эту ментальную защиту, мы бы никогда не вернули ни один захваченный врагом город. К счастью, в то, что они делают руками, они вкладывают в сто раз меньше усилий и изобретательности.

Русский готов на все, чтобы верить, что он хороший человек и жертва обстоятельств. Он будет лгать, воровать, пытать, убивать и насиловать, чтобы доказать, что он жертва. Это кажется невозможным и безумным, как самостоп или двоемыслие у Оруэлла, но не забываем, что Оруэлл просто художественно экстраполировал реальные практики тоталитарного мышления, которые наблюдал в Испании в рядах революционной армии, где тоже поковырялись москали (ну кто бы мог ожидать).

На деле это не исконно российский дискурс. Самый древний из примеров этого дискурса, который я видела, это вообще "Ифигения в Авлиде" Еврипида. Греки в этой пьесе готовятся атаковать Трою, и конечно же, они в этой ситуации жертвы и их возмущение справедливо: ведь троянцы украли у них целую Елену. Но противные ветры не дают грекам отправиться к троянским берегам, так что царь Агамемнон решает принести в жертву богам любимую дочь Ифигению. Мать девушки и ее жених Ахилл внезапно почему-то против. Ситуация накаляется, вот-вот дойдет до ножей. И тут бедная Ифигения, напуганная перспективой мочилова между батюшкой и женихом (обое рябое), сама решает идти в жертвы и толкает такую речь:

На меня теперь Эллада, вся великая Эллада

Жадно смотрит; в этой жертве беззащитной и бессильной

Все для них: попутный ветер и разрушенная Троя;

За глумленье над Еленой, за нечестие Париса 

(...)

Умирая, я спасу вас, жены Греции; в награду

Вы меня блаженной славой, о спасенные, почтите...

(...)

А куда я Правду дену? Разве с истиной соспоришь?

Ну, скажи мне, разве стоит против всех аргосцев мужу

Из-за женщины сражаться! Быть убитым, может статься?

Да один ахейский воин стоит нас десятков тысяч...

(...)

Вы ж, аргосцы, после жертвы, сройте Трою и сожгите,

Чтобы прах ее могильный стал надолго мне курганом:

Все мое в том прахе будет: брак и дети, честь и имя...

Грек цари, а варвар гнися! Неприлично гнуться грекам

Перед варваром на троне. Мы — свободны, в Трое — челядь!

(ох, до чего украинский перевод лучше)

Тут рука сама тянется к лицу: девочка, что ты несешь? Троянцы не пытались вас захватить, поэтому ахеянок не от кого спасать. Елену никто не брал силой, твой дядюшка Менелай просто говно-мужик, поэтому она и сбежала с Парисом. Если вы хотите полечь за родной край, то зачем вам плыть аж до Трои, родной край вот он, здесь и убейтесь о стену. И откуда ты знаешь о свободе и рабстве у варваров, ты ни дня с ними не жила. Собственно, будучи эллинкой, ты не имеешь никакой свободы, потому что ты женщина.

Но как это похоже на то, что несут ватные русские! Заменить Трою на НАТО или Украину, и выйдет достойное сообщение для канала Долгаревой или Кашеваровой. Со всем положенным надрывом.

Подождите, сейчас будет еще смешнее. Еврипид написал эту трагедию не от ветра головы, а в разгар последней решительной фазы Пелопоннесской войны, которую Афины начали, нарушив Никиев мир, ради гегемонии на морских путях. В 406 г. до н. э., когда пьеса была написана, афиняне успели выхватить болезненных пиздюлей от Сиракуз, на которые они напали; потерять весь флот (два раза), малоазиатские колонии, кучу бывших союзников. Через два года после премьеры пьесы Афины потеряют вообще все, и спартанцы будут решать, не поступить ли с этими вероломными козлами так, как сами афиняне поступили с Мелосом, перебив всех взрослых мужчин, а женщин и детей продав в рабство. Этого требовали старые конкуренты Афин – Фивы и Коринф. Однако спартанцы рассудили, что не нужно помогать им становиться новыми гегемонами (спойлер: не помогло) и пощадили Афины, только разоружили их догола и посадили им на голову Тридцать тиранов.

Предвкушением этой катастрофы пьеса пронизана. Собственно, она является пропагандистским произведением, в котором Еврипид агитирует афинян оставить междоусобные срачи, беречь и ценить их лучшего полководца Алкивиада (в пьесе выведен как Ахилл), критикует олигархическую партию (Менелай), ну и под видом Илиона выводит Спарту и ее временных союзников того времени, старых врагов, персов. Ведь на победе над персами при Марафоне и Саламине выросла гегемония Афин (да, у них была своя Великая Победа, за которую им вся Эллада была по гроб жизни должна, какие замечательные параллели).

На момент написания пьесы Афины все еще демократия, но ужасно проблемная демократия. За восемь лет до этого Алкивиада безосновательно обвинили в дискредитации… извиняюсь, в богохульстве, он должен был бежать, перешел к спартанцам, и несколько лет делал жизнь афинян очень интересной. В Афинах развернулась настоящая охота на ведьм, более 300 человек были брошены в тюрьму, некоторых казнили. Дальше лучше не стало, олигархи и демагоги рвали город на куски; полководцы, назначенные не за военные таланты, а ради популизма и ради партийных интересов, проигрывали битвы, в которых погибал цвет афинского юношества, и никто не мог быть спокоен за свой дом, свободу или жизнь. Экономика города пошла к собакам. Начался голод. Правление Тридцати афиняне сначала встретили с радостью, потому что оно принесло хоть какую-то стабильность. Да-да, "Если не Критий, то кто".

Монолог бедной Ифигении — порождение не тоталитарного сознания, а сознания, которое выбирает тоталитаризм, потому что измучено бесконечным существованием в ситуации, когда ты не имеешь никаких прав и не знаешь, в какой момент дорогой батюшка, дядюшка и прочие соотечественники пустят тебя на мыло. Стать жертвой богам – единственный вариант получить хоть какой-то контроль над своей судьбой и придать своему существованию хоть какой-то смысл.

Афинян до такого маразма довели 50 лет войны. Россияне живут в таких условиях примерно всегда, они в массе никогда не имели контроля над своей жизнью, поэтому они всегда готовы выбрать жертвенность и систему мировоззрения, которая придаст этой жертвенности смысл, то есть тоталитаризм или авторитаризм. Жертвенность означает невинность. Жертва не выбирает свою судьбу — но и не несет бремени ошибок и неправоты, неотъемлемого от свободы. Россияне с невероятной легкостью убивают, насилуют, предают, грабят и пытают именно потому, что знают: их могут предать, изнасиловать, ограбить или замордовать в любой момент, просто так, причем не враги, а свои же. Идеология здесь вторична, россияне меняют ее быстрее одноразовых перчаток, лишь бы каждая новая идеология работала на сохранение жертвенности и невинности, на копинг-механизм, помогающий выживать среди атомизированного общества, члены которого враждебны друг другу.

И странным образом жертвенность превращает своего носителя из бессильного в всемогущего.

…в этой жертве беззащитной и бессильной

Все для них: попутный ветер и разрушенная Троя…

Именно поэтому экзальтированные женщины откликнулись на призыв Албу и побежали в Дом Профсоюзов, зная, что там будет драка. Вряд ли они рассчитывали, что их усилия помогут выиграть уже безнадежный конфликт. Напротив, они руководствовались логикой бедной Ифигении:

Ну, скажи мне, разве стоит против всех аргосцев мужу

Из-за женщины сражаться! Быть убитым, может статься?

Да один ахейский воин стоит нас десятков тысяч...

Иллюзия всемогущества — соблазн, которому трудно сопротивляться, когда ты привык к полному бессилию. Поэтому россияне и не противятся. Как герой песни Тимура Шаова, пьяный пастух без штанов, они в своих мечтах решают судьбы миров и повелевают светилами.

Вы скажете: но большинство погибших в Одессе были украинцами. Да, кое-кто родился в России, как тот же Кушнарев, который утром обещал стрелять украинцев как бешеных собак, а вечером уже лежал тихий и немного закопченный. Но большинство было местными.

Дело не только в том, что гастролеры счастливо сбежали, оставив Ифигений умирать, а в том, что Ифигении были гражданами и гражданками Украины, хотя своей Элладой считали Россию, а Украину почему-то ненавидели, хотя Украина ничего плохого им не сделала, так же как Троя не сделала ничего плохого Ифигении.

Единственный "грех" Украины перед этими людьми заключался именно в том, что Украина оставила их свободными, дала все возможности для возвращения контроля над своей жизнью. Настоящая трагедия 2 мая состоит в том, что у этих жертв, как в Ифигении, было нуль собственных причин умирать. Они могли просто остаться дома — никто не охотился за симпатизантами России, никто не искал неудачливых инсургентов по домам даже после того, как возле "Афин" (да, опять эта треклятая Эллада) погибли люди. Они сознательно встали на сторону России только по одной причине: Россия обещала сохранение умственной невинности, непрерывный сон сознания. Недаром же в устах россиян "свідомий", то есть "сознательный" является бранью.

Пристань на сторону России — и ты получишь то, что важнее жизни, безопасности и имущества.

Это тело — дар отчизне.

Вы ж, аргосцы, после жертвы, сройте Трою и сожгите,

Чтобы прах ее могильный стал надолго мне курганом:

Все мое в том прахе будет: брак и дети, честь и имя...

Напомню, что эта пропагандистская пьеса афинянам не помогла: они проиграли войну. Ибо мнимая невинность, нежелание просыпаться и брать на себя ответственность за свою судьбу еще никогда и никому не помогла выиграть войну, сколько бы Ифигений ни сожгли на жертвенном костре.

Кто изучал историю, тот знает, в чем разница между русскими и афинянами: полученная порка таки заставила афинян проснуться. Они соединились вокруг Фрасибула, свергли диктатуру Тридцати, восстановили демократию.

Да, демократия осталась проблемной. Да, афиняне приговорили к смерти Сократа, а Фрасибул был обвинен в коррупции и погиб во время грабительского похода на Родос. Сознательная жизнь и ответственность за свою судьбу не гарантируют счастья.

Но сохранение умственной невинности, стремление к жертвенности и сон сознания гарантируют бесславную и бездарную гибель. Так было с афинскими олигархами и демагогами, так было с Тридцатью тиранами, так было с неудачливыми мятежниками в Одессе, и так будет с Россией.

2 мая в Одессе было репетицией этой войны. Но стремление к сохранению умственной невиновности сыграло с россиянами плохую шутку: из репетиции они не сделали выводов, они решили, что главный спектакль завершится их победой.

Нет. Конец будет таким же: позор, поражение, гибель.

Посмотрите на эти фотографии. Вот лица людей, несущих ответственность за свою судьбу. Тех, кто шел мстить, но при виде своих несостоявшихся убийц в опасности, начал их спасать.

Эти лица прекрасны.