Много разных и, порой, несправедливых рецензий приходится слышать сегодня на психологический триллер «Джокер», вышедший недавно на экраны.
Фильм, получивший главный приз 76-го Венецианского кинофестиваля, снял американский режиссёр Тодд Филлипс по сценарию Скотта Сильвера. В главной роли — великолепный Хоакин Феникс.
В основе сюжета — история превращения самой низшей карты игральной колоды в козырного туза. Появившись вроде бы из ничего в безумном городе, суперзлодей Джокер будет в дальнейшем противостоять супергерою Бэтмену.
Откуда же берутся суперзлодеи? Да, все они, как и супергерои — родом из детства.
Артур Флек (Хоакин Феникс) – не совсем здоровый молодой человек, трепетно ухаживает за своей сумасшедшей матерью. А в перерывах между посещениями мозгоправа (за счет города) и глотанием 7-ми видов мощных транквилизаторов, подрабатывает на корпоративах в клоунской конторе. В сущности, он – добрый малый. Но психотравмирующие события, усиленные генетической предрасположенностью, любого могут свести с ума. В середине фильма выяснилось, что в детстве мама часто привязывала маленького Артура к батарее центрального отопления, чтобы не мешал развлекаться с любовниками. Избитый малец возле чугунного радиатора быстро понял: чтобы его меньше лупцевали, нужно не плакать, а хохотать. Так, минутное облегчение испортило жизнь и парнишке и его городу. Мать, ошибочно посчитав его жизнерадостным ребенком, видит его известным юмористом и до последней минуты не догадывается, какого монстра взлелеяла.
Сыновья душа — потемки.
Из-за повторяющихся приступов истерического смеха Артуру все прочат карьеру комика. А, может он – художник, а, может, он – писатель? А вы ему рисуете рот до ушей и одеваете в цирковой клифт. Ну, а чем еще может заниматься убогий нищий, как не корчить рожи? И он в это почему-то верит. Дни напролет репетирует перед зеркалом и сочиняет шутки.Став известным, он обязательно уедет из Готэма.
Точно также лелеяла мечту вырваться из жестокого города и глухая танцовщица Яя из фильма «Страна глухих» (режиссёр Валерий Тодоровский, пo мотивам повести Pенаты Литвинoвой, 1998).
Только Артур идет дальше. Он не прячется от преследователей, не пытается покончить с собой, а начинает убивать своих обидчиков.
Что же происходит с жителями «благополучного града» Готэма? Отчего они перестали слышать не только прохожих, близких, но и самих себя? Крик принимают за смех, а стон – за выражение радости. Все смешалось в карточном домике семейства Джокеров. Оглохнув от суровой действительности, горожане один за одним начинают сходить с ума. И первыми – люди с неустойчивой психикой.
Комик Артур, благодаря роковому стечению обстоятельств и бездумной раскрутке на телеканалах, оказывается в центре жестокого столкновения двух кланов городских сумасшедших. Кандидат в мэры обзывает горожан клоунами (для электората Готэма это обиднее, чем даже «быдло» и «козлы»). На главной площади тут же устанавливают палатки, зажигают фальшфейеры и одевают маски.
Городские власти вместо того, чтобы лечить буйных, сворачивают все социальные программы. Оставшись без работы, таблеток и постоянно избиваемый горожанами, Артур и сам начинает убивать. Причем, и правых и левых. От рук козырного Джокера падают жертвами борьбы роковой: троица хулиганов, безумная мать, клоун Рэндалл, коварно подсунувший Артуру пистолет перед детским утренником. Погибает в прямом эфире (какая удача для пиарщиков!) и насмешливый ведущий комедийного ток-шоу Мюррей (Роберт Де Ниро). Повезло лишь карлику Гэри. Он — единственный из работников клоунской фирмы, кто всегда относился к нему душевно.
В ходе уличных беспорядков один из протестующих в маске клоуна настигает и убивает кандидата в мэры Томаса Уэйна и его жену Марту. Это происходит на глазах их малолетнего сына Брюса. Чем вам не будущий туз преступного мира №2?
А Джокер № 1 в последнем кадре, оскалившись кровавой улыбкой, убегает от санитаров, оставляя на восставшей площади кровавые следы.
Чтобы плыть в безумие дальше…
Фото: Каро-Премьер