Пока моральный фейсбук успешно меня забанил за текст про «Саседию» и их эволюцию отношения к украинцам за «пропаганду ненависти», пишу сюда — потому что нет сил молчать и терпеть.
Буквально вчера мы посмотрели последний фильм Анжея Вайды «Powidoki/Післяобрази/After image» про польского художника-авангардиста Владислава Стршеминского, которого съела «коммунистическая эпоха». Буквально доела до смерти. Потому что «пришли иные времена» и «народу нужны соцреалистические идеалы». Потому что творцы, на авангарде которых коммунисты зашли во власть, оказались ненужными и даже опасными. Потому что если не можешь расстрелять буквально — система сделает все, чтобы выдавить и не дать ни дышать, ни есть, ни тем более — творить.
А сегодня день начался с того, что 51 депутат Одесской облрады проголосовал за увольнение директора Художественного музея — художника с мировым именем Александра Ройтбурда. Все. Финита. Конец Революции Достоинства. Можно продолжать строить УССР-Малороссию со «сватами» и «слугами» беспрепятственно дальше — без вмешательства всяких там художников, которые развивают украинскую культуру и вкладывают деньги меценатов в государственный музей.
Ни для кого в Одессе не секрет, что Ройтбурд поддержал Майдан и даже был модератором Форума Евромайданов в середине февраля 2014 года — буквально за неделю до кровавых событи 18-20 лютого. Ни для кого в Одессе не тайна, что художник Ройтбурд придерживается твердой проукраинской державной позиции, что стоит костью в горле всем этим скорикам-шуфричам-новинским и прочей шушаре. Им-то хочется оставить Одессу «русским городом», а тут Ройтбурд с тематическими украинскими выставками и экспозицией «Тарасів Дім», с тотальным апгрейдом замшелого музея и привлечением молодежи и детей на выставки, лекции, перформансы, экспозиции. Музей ожил, забурлил, стал центром культуры в Одессе. Практически каждый из моего общего круга знакомых отвел своих гостей и туристов этим летом в Музей — потому что не стыдно показать отремонтированные залы, отреставрированные картины в новых рамах и пообщаться с приветливыми сотрудниками. В кои-то веки в Одессе.
«Русскому городу» все эти перемены встали бельмом на глазу. Облрада несколько раз после выборов уже поднимала вопрос об увольнении «неугодного директора». И наконец уволила.
Зеркало Революции Достоинства разбито.
Будет ли бороться Ройтбурд за Одессу? — Не знаю.
Знаю, что молодая команда музейщиков точно будет. Давайте поддержим их.
Одесса, не сдавайся, пожалуйста.