Культура Московской Руси формировалась на основе двух гетерогенных источников. Основы религиозной и художественной культуры пришли в Москву из юго-восточной Европы (Византия, Балканы) транзитом через Киев. Основы правовой и политической культуры пришли в Москву из Улуса Джучи, более известного как «Золотая Орда».

В результате пласт русской «духовной культуры» превратился в узнаваемо европейский фасад, за которым скрывалась принципиально неевропейская государственная инфраструктура.

Поскольку же русская культура все-таки существовала как одно, хоть и внутренне противоречивое, целое, влияние имперской политической культуры не могло не отравить и русскую духовность. Отсюда искреннее воспевание своей империи Пушкиным и Тютчевым, фанатичный антиполонизм Достоевского, «ура-патриотизм» раннего Бердяева, и многое, многое другое.

Тем же, кого отпугивал или отвращал имперский угар, русская духовная культура предлагала целый спектр вариантов внутреннего политического алиби: «А я что? Я человек маленький; государство там что-то злодейское делает, но я же тут совершенно ни при чем, и даже по мере сил от него прячусь! Меня-то за что?!». Среди моделей такого алиби можно вспомнить «Соборян» Лескова, многих персонажей Чехова, и проч. Именно в таком алиби сейчас пытаются спрятаться не сотни, а многие тысячи относительно совестливых «русских интеллигентов».

Наконец, помимо имперского угара и внутреннего политического алиби, русская культура знает еще и третий, самый редкий тип: сознательно антиимперский, с одновременным отрицанием внутреннего алиби. Последнее лучше всего видно у раннего Бахтина («не-алиби в бытии"), первое у Чаадаева, Щедрина, позднего Бердяева и др.

Так вот.

Когда сегодня россияне и некоторые европейцы призывают "уберечь от санкций русскую культуру", поскольку, дескать, она "не Путин, а совсем другое" – в этом есть небольшая доля правды и большая доля лукавства.

Антиимперский тип русской культуры не требует от нас ничего кроме поддержки. Единственное, что его сторонникам сегодня нужно признать – так это то, что Imperium Russicum delendum est, "Российская империя должна быть разрушена", и эта историческая задача еще не выполнена.

Тем, кто прячется во "внутреннем алиби", можно лишь пожелать найти себе в процессе распада империи такое государственное образование, которое они приняли бы как свое, вместе с личной ответственностью за  все его действия. Сегодня они – "балласт", достойный лишь жалости. Более того: они пассивно соучаствуют в деяниях своей империи уже тем, что не оказывают сопротивления творящемуся в ней злу.

А те, кто сознательно стал на сторону империи, уже сейчас в полной мере разделяют ответственность за все ее преступления.

Хотите быстро узнать, с каким типом имеете дело в лице конкретного россиянина – скажите ему классическое "Чей Крым?". Один скажет вам "российский", второй "украинский", третий "это не ко мне, я человек маленький".

Главное, чего не должно позволять – это протаскивать имперский извод русской культуры как такой, что нуждается в поддержке прямо сейчас, независимо от всех действий русского государства.

Конечно, мы и сегодня можем слушать Вагнера, не вспоминая ни о его антисемитизме, ни о том, как им когда-то вдохновлялись нацисты. Можем смотреть фильмы Лени Рифеншталь, поражаясь ее кинематографическому мастерству. Точно так же и имперский извод русской культуры, в своих самых ярких проявлениях, станет частью культурного фонда человечества… когда породившая его империя уйдет в прошлое вслед за Третьим Рейхом.

Но в этом последнем мы как раз и должны ей помочь. Прямо сейчас.