Практика государственно-частного партнерства (ГЧП) становится «спасательным кругом» для развития громад и реализации часто откладывающихся проектов благоустройства. На масштабные изменения местные бюджеты не способны, а у государственного – свои социальные и военные приоритеты. В одном из отчетов международной компании в сфере консалтинга и аудита Deloitte говорится, что только 16% городов по всему миру могут самостоятельно финансировать инфраструктурные проекты, которые необходимы им.

В Украине был принял Закон «О государственно-частном партнерстве», который позволив объединить усилия государства и бизнеса в сферах, которые имеют важное значение для социального комфорта людей. Для государства подобное взаимодействие – возможность привлечь средства в проекты, которые не реализовывались годами в силу высокой стоимости. Для бизнеса – репутационные преимущества, получение законных льгот, смягчение определенных ограничений, доступ к инновациям, научным исследованиям и т.д.

Наиболее перспективными сферами для государственно-частного партнерства в Украине является портовая и дорожная инфраструктура, энергетика, медицина и образование. Неудивительно, что данный механизм активно использует Финляндия при строительстве автодорог, Португалия – для реконструкции аэропортов, Франция – для модернизации сетей водоснабжения. В Украине наиболее яркий пример – концессия портов «Херсон» и «Ольвия».

Отрадно, что одной из сфер, где находит применение государственно-частное партнерство, становится культурное наследие, требующее нынче существенной реконструкции. К примеру, агрохолдинг МХП подписал меморандум с Министерством культуры и информационной политики Украины с целью возрождения Национального музея народной архитектуры и быта Украины. Частный инвестор готов принять участие в ремонте музея. Казалось бы, простой факт, который указывает на взаимный интерес государства и бизнеса, но в итоге позволяющей сохранить историческое достояние для будущих поколений и стимулировать развитие туризма.

Государственно-частное партнерство – это способ достичь стремительного развития и экономического роста без значительных капиталовложений со стороны государства и местного бюджета и при этом сделать бизнес соучастником социальной модернизации.