Законопроект №4167 о промышленных выбросах, который Верховная Рада вернула на доработку, а экологический комитет сегодня согласовал новый вариант, все еще содержит нормы, которые создают коррупционные вызовы.
В доработанном проекте все еще содержится норма относительно перевыдачи предприятиям интегрированных разрешений. Сейчас эти разрешения выдает Минэкологии, и многие украинские предприятия уже его получили. Зато законопроект предусматривает, что все промышленные предприятия должны получить разрешение еще раз — даже те, у кого не истек срок действия предыдущего.
Это — риск возникновения коррупции. И, насколько мне известно, цена за разрешение составляет примерно 20 тыс. долларов.
Необходимость снова переоформлять интегрированное разрешение — это не только коррупция, но и опасность остановки предприятий. Ведь если эта норма пройдет и закон вступит в силу, то уже на следующий день предприятия просто остановятся, поскольку не смогут работать, пока не пройдут заново долгую бюрократическую процедуру и не получат новое разрешение.
Депутаты проголосовали за решение, которое не даст возможность развиваться бизнесу. Надо бороться за окружающую среду, но не таким образом! Украине на модернизацию потребуется около 10 млрд долл. Где предприятиям их взять? Государство должно выходить на нормальный цивилизованный уровень, а не грабительским путем отбирать сегодня деньги у предприятий.
Кроме того, возможность разрешительного органа (Минприроды) самостоятельно приостанавливать или аннулировать интегрированное разрешение без решения суда создает благоприятные предпосылки для коррупции.
Если мы гонимся за Европой в принятии схожих законов, то по европейски и должны поступать. Власти ЕС утвердили план, согласно которому в 2021-2030 годах промышленность получит 640 млрд евро госпомощи на проведение экомодернизации.
В США разрабатывается аналогичная программа стоимостью в 2 трлн долларов. Мы-же можем похвастаться желанием не инвестировать бизнес, а давить его драконовскими санкциями и штрафами за нарушение законодательства о вредных выбросах.
И такая тенденция наблюдается во всех вновь разрабатываемых законопректах. К чему это может привести, можно только с грустью догадываться. Как пример можно привести введение рынка электроенергии и состояние прибыльного Энергоатома, который за прошлый год оказался в убытке.
Может пора уже начинать задумываться и законотворцам?