Недавно в прессе появилась статья, в которой сказано, что власть собирается продать с молотка государственный отель Днипро, который находится в самом центральной из всех центральных локаций Киева – на Европейской площади. Центральнее в Киеве, а значит и в Украине, нет.
Аукцион собираются провести уже этой весной. По данным фонда держ майна, отель собираются выставить на аукцион со стартовой ценой в 10 миллионов долларов.
Для того, чтобы стоимость предприятия «увеличить в разы», была нанята новая ИО директора с опытом работы в международных отелях, вторят репортажи под копирку.
ВНИЗУ РАССКАЖЕМ ПОЧЕМУ ЭТИ НОВОСТИ – ПЕЧАЛЬ-БЕДА ДЛЯ ДЕРЖАВЫ.
1. 10 миллионов долларов – это мега низкая цена даже для старта. Например, если вбить в гугл hotel for sale увидим 2 вебсайта, которые могут дать начальное представление о стоимость объектов подобного плана.
SMERGERS дает нам такие примеры из Еворпы:
- 130 комнат в Болгарии Созополь (вы тоже не знаете где этот курортный городишко с сезоном в 3 месяца в году и простоем в 9?) – просят 10 миллионов
- 215 комнат + 26 апартаментов в Водице, Хорватия – 100!!! миллионов
- Швеция 100 комнат на берегу Северного моря — 30!!! миллионов
- Румыния, Байле Туснад (наверняка это можно найти на карте, если постараться) 120 комнат – 27!!! миллионов
Blagovist дает понимание что почем в самом Киеве:
- 45 номеров на Большой Васильковской идут за 8,4 миллиона. 45 номеров на Васильковской. 45. На Васильковской. Без инфраструктуры Днипра с ресторанами барами конференц залами. За 45 номеров. 45. Не 186. 45. На Васильковской.
- 2600 убитейших квадратов на Трухановом острове, который интересен ровно 3 месяца в году и только местным – 4,5 млн.
- 37 номеров!!! на Дружбы Народов – 3,95 миллионов
Здесь время напомнить стартовую цену на отель в САМОМ ЦЕНТРЕ Европейской столицы в 186 номеров – 10 миллионов долларов. 10.
Это столько же, сколько просят за 130 в Болгарском Сожополе с 3 месяцами сезона, в три раза меньше, чем в Румынском непроизносимом эквиваленте Носовки в 120 комнат и всего в 2,5 раза дороже 37 номеров на Дружбы Народов (то есть если не считать огромных конференц залов и ресторанов в самом центре города, а взять только номерной фонд, то Дружбы народов лучше Европейская площади. Ну и конференц залы в сотни квадратов – небольшой бонусик для инвестора, чего уж там.)
Еще раз 37 голых комнат на Дружбы – 4 миллиона, а 186 номеров в самом центре с инфраструктурой барами конф залами – 10 миллионов.
2. Касательно нового ИО директора. Действительно впечатляющее резюме. Профессионал своего дела. ЛинктИн показывает, что бывала частью практически всех больших сеток, представленных в столице. Ну ОК, допустим, тут — зачет. Может человек действительно сможет модернизировать этот гос объект, требующий модернизации. Но. Это ведет нас к следующему вопросу:
3. Возможно ли за столь короткий период времени действительно что-то так качественно улучшить, чтоб поднять цену объекта «В РАЗЫ», как сказано в репортаже?
Давайте разберем, почему же нет, мы взяли комментарий специалиста из гостиничной сферы для более глубокого понимания, тут выдержки:
- полный цикл гостиничного сезона – 1 год. За полгода не возможно внедрить качественные изменения в отельной среде, не то, чтобы ожидать, чтоб они начали приносить результат, который отобразиться в отчетах.
- много тарифов формируется на год – их нельзя пересмотреть в принципе, когда тебе захочется и остается продавать по ним до конца года – такие, как корпоративные тарифы, например. Нам не известно, насколько велик этот сегмент в отеле.
- любые позитивные показатели, которых гипотетически может добиться новая ИО директора, потеряются в годовой отчетности, потому что они будут присутствовать в нескольких месяцах. То есть даже если предположить, что произошло абсолютно нереальное чудо – и все показатели увеличились на 20%, то если они были применимы к 3 месяцам из 12 в году, то в годовых отчетах изменения будут выглядеть как около 5% прирост – что явно не достаточно для того, чтобы стоимость объекта выросла «в разы».
- если же работать над потоком самого прибыльного сегмента гостей – транзитных гостей, то надо работать над сайтом отеля, который сейчас находится на 3 странице поиска по запросу «отель Киев» и «Гостиница Киев». Любые изменения сайта – как SEO оптимизация, так и контент менеджмент и работа над бэклинками занимают много времени, стоят денег, но главное, не терпят спешки и индексируются Гуглом медленно.
- Любая уважающая себя сетка сочла бы объект несомненно выгодным вложением и захотела бы поучаствовать в аукционе. Но много из глобальных лидеров – это публичные компании, зависящие от мнения акционеров. Они обязаны быть супер предсказуемыми и там люди, ответственные за pipeline – то есть объекты, которые присоединяться к сетке скоро – планируют такие вещи за годы, точно не за месяца.
Исходя из вышесказанного, в том числе и комментария гостиничного эксперта, продажа отеля Днипро в таком формате – это ошибка.
Метафорически говоря, в лучшем случае, это – продажа фамильных драгоценностей за очень дешево для того, чтобы опохмелиться. Почему в лучшем случае? Да потому, что это предполагает просто недостаточное понимание цен на рынке и неспособность заработать самому, только все распродать. В этом варианте есть глупость и непрофессионализм и недопустимая спешка. Нет коррупции и злого умысла.
В худшем случае, нас приучают к сумасшедше низкой цене в 10 миллионов долларов для того, чтобы продав его за 30 миллионов своим людям под очередной ТЦ (с откатиком в 30 миллионов же нужным людям), быть еще и национальными героями. Мол вон они какие молодцы! В разы увеличили стоимость от стартовой-то! В разы. Но мы то понимаем, что объект стоит при самых плохих раскладах 100 миллионов. При самых скромных подсчетах.
Но мы то знаем, что они сначала в десятки раз ее занизили, чтоб было место для маневров.
Использование смехотворнейшей цифры в 10 миллинов долларов на всех каналах — это очень известная манипуляця под названием anchor cognitive bias — эффект якоря (видео внизу). Что интересно, что якорное искажение работает даже тогда, когда человек знает о нем. То есть если вы будете профессором эффекта якоря, вы все равно будете подвержены ему.
Ну что ж, ждать недолго осталось. Скоро узнаем, какому счастливцу достанется эта легенда гостиничной сферы Украины и одно из самых жирных коммерческих помещений страны по специально прописанному тендеру.
Зеленский, Гончарук, Милованов, Арахамия — все с упоением рассказывают, как же здорово будет Украине, как только они избавятся от этих балластов на шее страны. Фонд Держ майна также высказывает оптимизм по поводу наполнения бюджета таким нехитрым образом.
Вот только реальность говорит о том, что как минимум, эта власть некомпетентна в рапродаже гос имущества, учитывая 2 основных фактора — ненужную ничем не оправданную спешку и мизерную стартовую цену, и как максимум, эта власть готовится к полной распродаже ценнейших обьектов своим людям задешево или же через систему откатов.
И самое главное — на продажу власть собирается выставить СОТНИ обьектов. Если уже по этому обьекту мы можем судить, что процедура продажи — непрофессиональна, стартовая цена гипер занижена, и продажа априори с высокой долей вероятности — имеет огромнейшую коррупционную подоплеку — то может быть, такой паттерн будет применен на всех сотнях обьектов?????
Фамильные драгоценности. За копейки.
Disclaimer – дожились до Северной Кореи:
Во избежание двойственных интерпретаций, сей опус является очень сильно очень личным мнением автора (или группы оных) этих несомненно юмористических буковок и запятых, и вообще шутка юмора, хаха.
Очень, @№$%@, смешно, не правда ли?