Купить нельзя завоевать. Именно так можно одним предложением охарактеризовать внешнюю политику России, которой она неуклонно придерживается с начала своего существования, периодически меняя расположение комы в зависимости от ситуации.
Все мы помним 2013 год, когда Россия намеревалась предоставить Украине (следует читать Януковичу) кредит на $ 3 млрд. Такой кредит должен был обеспечить победу пророссийского президента, дополнительно «привязав» его долговыми цепями к «матушке России». Общество никогда не узнает какие обязанности брал на себя ценитель золотых батонов, однако очевидным является тот факт, что любой кредит от страны с такой историей является ничем иным, как инвестицией для удовлетворения геополитических аппетитов, пишет политилог Юрий Федоренко в своем блоге на Цензор.НЕТ.
Когда Путину стало понятно, что купить украинцев не получилось, он решил пойти другим путем — путем военной агрессии, аннексировав Крым и устроив кровавую войну на Донбассе.
Украинский сценарий стал наукой и предостережением для стран, которые рассматривали возможность сотрудничества с Россией ... однако не для Молдовы. Точнее не для ее лидера, с благозвучным для каждого украинца фамилией Додон. Пятый президент Молдовы, имея откровенно пророссийские взгляды, всегда агитировал за «налаживание добрососедских отношений» с Кремлем.
В декабре прошлого года Игорь Додон договорился с Владимиром Путиным о том, что Москва выделит Молдове льготный кредит. И хотя сначала речь шла о $ 600 млн., Затем сумма уменьшилась вдвое, а в финальной версии, которую рассматривали в парламенте Молдовы, сумма уменьшилась до 200 млн. евро.
Первый транш в 100 млн евро ожидался 23 мая, за пять месяцев до президентских выборов в Молдове. Второй — 30 октября, вскоре после них. Однако, как и семь лет назад, что-то пошло не по плану Москвы. Реализация кремлевского сценария столкнулась с сопротивлением сознательных молдавских политиков и простых граждан, которые сразу выступили против сделки, видя в ней ряд неприемлемых для себя пунктов.
На первый взгляд кредит, который предложила Россия, имеет довольно привлекательные условия: срок 10 лет, 2% годовых с отсрочкой платежа в первый год, возможность использовать средства на бюджетные нужды. Однако, получение кредита несет в себе серьезные риски как для безопасности, так и для экономики страны.
Во-первых, обязательная необходимость привлечения российских компаний к проектам, на которые будут реализовываться на деньги, выделенные Москвой.
Во-вторых, в случае невыплат, как по этому кредиту, так и по другим кредитным обязательствам, в том числе частными (на которые по соглашению будут распространяться государственные гарантии), Россия имеет право консолидировать долг и требовать его немедленной выплаты.
В-третьих, и это отмечают и украинские аналитики, средства могут пойти на инфраструктурные проекты, в том числе на территории непризнанного Приднестровья, и эти проекты могут иметь, в том числе, и двойное, военное назначение (не надо забывать, что только в течение первых четырех месяцев на территории Приднестровья было проведено около шестидесяти военных учений, координировались Оперативной группой российских войск).
Учитывая такие «благие намерения», оппозиционный блок ACUM (PAS и платформа DA) сразу обратился в Генеральную прокуратуру Молдовы с требованием расследовать обстоятельства принятия соглашения. И если это было довольно предсказуемо для Додона, то, что и другие парламентские силы проявили характер стало для президента неприятной неожиданностью.
Партия «Шор», которорую в свое время считали марионеткой беглого олигарха Влада Плахотнюка, отказалась голосовать по согласованию российского кредита. Группа Pro Moldova, которую возглавляет близкий к Плахотнюкю Андриан Канду, выступила с обращением в Конституционный суд с требованием проанализировать условия кредита на предмет конституционности. Следует отметить, что депутаты из группы PRO-Moldova, партий «Действие и солидарность» и «Достоинство и правда», считают соглашение политической и «опасной для страны».
Даже Демпартия, входящей в коалицию с социалистами, в лице его почетного президента Думитру Дьякова, настояла на поправках к соглашению, согласно которым государственные гарантии долгов каждого отдельного предприятия должны проходить процедуру согласования с парламентом.
Более того, в Конституционном суде, в поддержку которого мог бы рассчитывать президент Додон, произошел «переворот»: близкого к Додону председателя суда Владимира Цуркана сместили с должности, а новый глава Домника Маноле конце концов приостановил кредитное соглашение с Россией.
И хотя ситуация с блокировкой российских денег не завершена, но это «резкий удар под дых Кремля» и яркая демонстрация того, что сильная профессиональная оппозиция и честный, независимый Конституционный суд является действенными инструментами для противодействию коррупции высокого уровня, а также залогом суверенитета и защиты страны от внешнего воздействия.