Автор: Cheslav Kotov

Падение Рима
Римский император Калигула был большой шутник.
Он любил комические представления с переодеваниями, и сам в них охотно участвовал.
Делал это публично, собирая большие массы зрителей на стадионы и ристалища.

Поначалу народ его слепо обожал и готов был на руках носить.
Простым людям нравилось, как молодой император троллит местный парламент.

Например, Калигула объявил, что назначит своего коня сенатором.
Все решили, что это — круто, и смеялись удачной шутке.
А он с улыбочкой сперва записал своего коня в гражданское сословие — по закону в парламенте мог быть только коренной римлянин — а после назначил, таки, сенатором.

Кто-то говорил, что подобное есть попрание здравого смысла и насмешка над государственным строем.
Но, народ парировал, что это креативно, смешно и, поскольку касается лишь сенаторов, то пусть себе троллит их дальше.

Тут Калигула объявил, что назначает своего коня-сенатора консулом.
А согласно античной традиции, консулы были высшими гос лицами и управляли областями, входившими в состав империи.

Вот здесь уже граждане поняли, что с императором что-то не то, и пришли в движение.
И тут маска комика была сброшена, Каллигула ответил жестоким террором, что очень характерно для истериков, когда что-то идет не по ихнему.

Одновременно обнаружились и другие сюрпризы — пустая казна, развал экономики, потеря союзников, активизация внешней угрозы.
Оказалось, что веселый император был полностью некомпетентен во всех сферах, кроме самопиара и зрелищ.
Граждане прозрели, но было поздно, страна оказалась на грани краха.

Ситуацию спасла армия, которая взбунтовалась из за задержек заработной платы и поперла на Капитолий .
Военные убрали Калигулу и назначили управлять страной марионетку Клавдия.
Но тот, как и предшественник, стал применять инструменты диктатуры и террора.

Народ активно требовал вернуть гражданские права, демократические институты и взывал к совести военных.
Те показывали цивильным кукиш, со словами, что не допустят, дабы незрелые личности, падкие до зрелищ, решали судьбы империи.

Но управленцы и экономисты из военных оказались так себе.
Императоров стали менять одного за другим, по принципу не сумел обеспечить чуда — пошел вон.
Некоторые и года не задерживались, освобождая место следующему.
Эта чехарда окончательно подорвала экономику страны.

Наконец, методом проб и ошибок, назначили императором толкового управленца Марка Кокция Нерву.
Это был серьезный чиновник, разбирался в экономике, уважал законы и был хорошим дипломатом.
Он вернул демократические институты, поднял Рим из пепла, восстановил права угнетаемых и задружился с лояльными соседями.
Римский орел расправил перышки, страна зажила обычной жизнью.

Но тут народ решил, что чего-то ему не хватает. А именно — зрелищ.
Как оказалось, люди не наигрались в Калигулу и выводов не сделали.

Император Марк ответил, что стране не до веселья, надо затянуть пояса, укреплять оборону, только жесткой экономией можно обеспечить развитие.
Люди сказали «нет», и Марка тоже сместили, причем — повязали и уморили голодом, в назидание следующим «спасителям нации».

Следующие заигрывали с народом и сенаторами, но это ситуацию не спасало. Бардак в стране был еще тот.
А тут соседи доперли, что грех не половить рыбку в этой мути с выгодой для себя.
Они стали нападать и отхватывать от Рима кусок за куском.

Снова ситуацию взяли в свои руки военные.
Повезло с полководцем Аэцием, который разогнал сенат и возглавил военную диктатуру.
Но законы экономики военному уставу не подчинялись и ситуация внутри страны становилась все хуже и хуже.

Империя еще удерживала внешние границы за счет патриотизма и самоотверженности легионов. Хотя денег им платили все меньше.

Скоро и легионы выдохлись, решив, что с какой стати они должны гибнуть за неблагодарных сограждан и потихоньку стали саботировать.

А после пришли варвары. И никого не оказалось, кто мог бы дать им отпор.

Так закончилась история вечного города.
............................
P.S. Это было краткое изложение событий, приведших к закату Римской империи. Здесь нет аллюзий на нашу действительность.
Но, помнить историю — необходимо, потому что, как говорил Джордж Сантаяна, она возвращается, если о ней забывают.