Уже совсем скоро по всей Украине пройдут местные выборы (если только власть не решит их перенести из-за ухудшающейся эпидемиологической ситуации). Не стоит в стороне и Харьков. Ещё каких-то полтора-два месяца назад ситуация в городе была абсолютно спокойной, предсказуемой и прогнозируемой: действующий мэр Геннадий Кернес, по различным оценкам имеющий от 50 до 70% поддержки среди харьковчан, без проблем выигрывал в первом туре у любого кандидата, продлевая свою каденцию на ещё один пятилетний срок. Однако «чёрный лебедь» коронавирусной инфекции может здорово поменять расклады во втором городе страны, традиционно считающимся политически стабильным.
В данный момент ситуация с каждым днём становится всё более запутанной и непонятной. Действующий мэр уже более полутора месяцев не появляется на публике. Никаких фото, аудио- или видео с ним нет. Оппоненты Кернеса «разгоняют» тезисы о том, что он тяжело болен или вовсе скончался. Соратники городского головы Харькова все эти заявления отрицают, называя их фэйком и предвыборным пиаром врагов мэра. Тем не менее, факт остаётся фактом: последний раз Кернес появлялся на публике 23 августа в день города. Последняя запись в его Telegram-канале датируется 15 сентября. Тогда же и стало известно, что Геннадий Адольфович заболел Covid-19. По итогу, утром 26 октября Харьков рискует оказаться в уникальной ситуации: мэра избрали, но на рабочем месте его в силу состояния здоровья нет, а власть в городе фактически переходит к его ближайшим соратникам. В этом материале мы попытаемся разобраться, что вообще происходит с мэрскими выборами в Харькове, каков алгоритм действий в случае невозможности главы города исполнять свои обязанности и что может ожидать по итогу «первую столицу».
Голосование за бренд
Харьковский городской голова уже давно стал составной частью общего бренда Харькова. Коэффициент его узнаваемости в городе близится к 100%, одобряют полностью или частично деятельность мэра около 70% харьковчан. Сам Кернес всегда отличался повышенной работоспособностью, во многом сохранив её даже после тяжёлого ранения в 2014 году. Тем не менее, Covid-19 заставил мэра сперва слечь в одну из харьковских больниц, а через неделю пребывания там и вовсе отправиться в немецкую клинику «Шарите», где он и находится с 17 сентября. При этом 2 октября стало известно, что тесты на коронавирус у Кернеса показали отрицательный результат – то есть, непосредственно «ковид» глава города поборол. Тем не менее, он всё ещё остаётся в клинике в Германии, и в Харькове «ни слуху, ни духу» о его реальном состоянии. На этой почве появились различного рода инсинуации, начиная от версий об инсульте и потери дара речи (об этом заявил харьковский общественный деятель Анатолий Родзинский) и заканчивая совсем маргинальными заявлениями о смерти мэра.
Подобные домыслы и их моральный аспект оставим на стороне распространителей, а Геннадию Адольфовичу, бесспорно, желаем здоровья и только здоровья. Тем не менее, отвлёкшись от любых эмоций, следует признать: на данный момент мэр Харькова является недееспособным, и неизвестно, удастся ли ему полностью восстановить своё нормальное состояние к моменту выборов. А сомневаться в победе Кернеса на выборах не приходится: несмотря на определённую сумятицу и растерянность внутри кернесовского электората (кто-то просто не понимает, что происходит с его фаворитом, а кто-то начинает потихоньку крениться в сторону идеологически близкой ОПЗЖ и её кандидата Александра Фельдмана), он всё же остаётся «ядерным» и 25 октября, скорее всего, в большинстве своём поставит галочку напротив фамилии действующего мэра, проголосовав таким образом за, по сути, бренд, за которым сейчас стоит вовсе не сражающийся с болезнью городской голова.
Если мэр не может исполнять свои обязанности
Напомним ещё раз, что градоначальника Харькова вот уже полтора месяца никто не видел, о его состоянии здоровья фактически ничего не известно, и с каждым днём усиливается уверенность, что Кернесу потребуется долгий период восстановления после столь тяжело перенесённой болезни. А это значит, что по закону он считается недееспособным, что должно быть подтверждено соответствующим решением суда. После этого, согласно Регламенту Харьковского городского совета, обязанности мэра начинает исполнять секретарь ХГГА. Об этом прямо говорит статья 63 Регламента:
«1. Секретар міської ради:
1) здійснює повноваження міського голови у разі дострокового припинення повноважень міського голови чи неможливості виконання ним своїх повноважень міського голови…»
Секретарь горсовета выбирается депутатами во время сессии (которая, напомним, 30 сентября была во второй раз перенесена с формулировкой «бессрочно»). На данный момент пост секретаря горсовета Харькова занимает давний соратник Кернеса Александр Новак. Значительными полномочиями также обладает первый заместитель главы города, вице-мэр Игорь Терехов. Также в список особо приближённых к мэру людей входят крупный бизнесмен Павел Фукс, а также глава КП «Ритуал» Евгений Журавлёв. Все они так или иначе обладают значительным влиянием в городе и являются старыми друзьями Кернеса.
По сути, именно эта «харьковская четвёрка» сегодня «двигает» именной партийный бренд Геннадия Адольфовича и именно она, в случае фактической недееспособности Кернеса, получает всю полноту власти в городе. Отметим при этом, что согласно Закону Украины о местном самоуправлении, в случае невозможности исполнения градоначальником своих прямых обязанностей, Верховная Рада должна назначить перевыборы. Дабы не быть голословными и чётко следовать букве закона, обратимся к первоисточнику. Итак, статья 79 Закона о местном самоуправлении говорит следующее:
«2. У разі звільнення… з посади міського голови у зв'язку з достроковим припиненням його повноважень або його смерті, а також у разі неможливості здійснення ним своїх повноважень повноваження… міського голови здійснює секретар відповідної… ради, крім випадків дострокового припинення повноважень… міського голови відповідно до Закону України „Про військово-цивільні адміністрації“ або Закону України „Про правовий режим воєнного стану“. Секретар… міської ради тимчасово здійснює зазначені повноваження з моменту дострокового припинення повноважень… міського голови і до моменту початку повноважень… міського голови, обраного на позачергових виборах відповідно до закону, або до дня відкриття першої сесії відповідної… міської ради, обраної на чергових місцевих виборах.»
То есть, в случае недееспособности Кернеса фактическим главой города становится секретарь городского совета. Однако не всё так просто: по закону, парламент должен принять постановление о новых выборах после того, как секретарь направит соответствующее заявление в Верховную Раду.
«3. Повноваження… міського голови можуть бути припинені достроково у випадках, передбачених статтею 79 цього Закону, що має наслідком звільнення його з посади. Не пізніше як на п'ятнадцятий день після звільнення з посади або смерті… міського голови особа, яка на цей час відповідно до закону здійснює повноваження… міського голови, звертається до Верховної Ради України з клопотанням щодо призначення позачергових виборів…».
Итак, ещё раз: если суд признаёт мэра Кернеса недееспособным, то секретарь горсовета Новак обязан в течение 15 дней направить в украинский парламент соответствующее заявление с просьбой назначить новые выборы. Депутаты должны в течение 9 дней рассмотреть обращение и принять постановление о новых выборах. Во всяком случае, именно такая процедура описывается в законе. Другого алгоритма действий не предусмотрено. Но, как всегда в Украине, есть одно «но».
Нет заявления – нет выборов?
Законодательство о местных выборах чётко расписывает, что нужно делать в случае невозможности мэра исполнять свои обязанности. Однако закон в Украине – всегда теория. На практике ситуация обстоит немного иначе: ни один вице-мэр либо секретарь горсовета, на которого вдруг «свалились» такие властные полномочия, не откажется от них по собственной инициативе. И здесь мы попадаем в правовую коллизию и определённого рода «схему»: да, выборы должны быть назначены снова по итогам соответствующего заявления. Но ведь его можно и не писать. Ответственности за это нет. И тогда Верховная Рада ничего сделать не может: нет «клопотання» — нет выборов. Исключение – сепаратизм, введение режима особой ситуации («військово-цивільні адміністрації"), etc. Ещё раз: без заявления уполномоченного лица от города выборы в этом городе парламент назначить не может. Подобное украинское государство пыталось реализовать в неподконтрольном Донбассе в 2014 году, по сути лишь волей Киева угрожая провести выборы. Впрочем, тогда заявления так и остались заявлениями.
Закон есть закон, и он суров: если мэр недееспособен, нужен новый мэр. Однако на практике нередко имели места "договорняки" местных элит с центром, по итогам которых у власти фактически оставались люди, которых никто не избирал. Новейшая украинская история знает немало таких прецедентов.
В 2011 году в Обухове умер мэр, а его обязанности около года исполнял секретарь горсовета, пока в 2012 году он же не избрался новым мэром. Городской голова Николаева скончался в 2013, а городом долгое время руководил опять же секретарь Николаевской ГГА. Точно такие же кейсы имели место в Дергачах и Купянске (Харьковская область): мэры умирали, а их обязанности исполняли секретари. В Луцке секретарь горсовета управлял городом в течение фактически нескольких лет после смерти избранного градоначальника. Однако самая "гениальная" в своей простоте схема была реализована в Херсоне: там действующий мэр был избран в парламент, а его полномочия, согласно законодательству, взял на себя секретарь местного совета города. Нужно было назначать новые выборы, но в Раде лишь разводили руками: нет заявления – нет выборов. По итогу действующий херсонский мэр Николаенко правил, не будучи избран жителями, более года, пока на выборах не избрался уже официально.
Как мы видим, в Украине, несмотря на чётко прописанные алгоритмы в законодательстве, всё же есть простейшая лазейка, как остаться при власти в случае недееспособности либо смерти избранного городского головы, при этом не будучи избранным самому. Сегодня в экспертных кругах всё громче и громче звучат мысли, что именно такую стратегию выбрало нынешнее ближайшее окружение харьковского градоначальника: получить легитимацию власти за счёт фамилии поддерживаемого харьковчанами Кернеса, чтобы потом фактически править от его имени, не имея электоральной поддержки. Это – прямые риски узурпации власти, о чём уже сейчас предупреждают многие эксперты. Впрочем, ничто не мешает Верховной Раде принять изменения в закон о местном самоуправлении и на этом основании принять постановление о новых выборах в Харькове – в случае, если подозрения оправдаются и Геннадий Кернес не сможет в ближайшее время руководить городом. В конечном итоге, всё упирается в Офис Президента: решат ли там, в случае чего, договориться с "харьковскими" в обмен на те или иные гарантии, или же пойдут на конфликт в случае, если последние откажутся идти "на мировую".
Харьков сегодня застыл в ожидании. Вполне вероятно, что "первая столица" стоит на пороге больших перемен, и от взвешенности центра и адекватности "местных" будет зависеть, по какому пути в дальнейшем пойдёт второй город страны. Задача экспертного сообщества – просчитать риски, тщательно изучить законодательство и, в случае непредвиденного и негативного развития событий (если Геннадий Кернес в силу состояния здоровья не сможет приступить к своим обязанностям) – на своём уровне попытаться добиться новых, честных выборов городского головы, не допустив фактического присвоения власти теми, кто, несмотря на известность и авторитет в городе, всё же не были легально избраны путём всеобщего волеизъявления горожан во время местных выборов.
Автор — Никита Трачук, политолог аналитического центра ИНПОЛИТ, для Klymenko Time