И чем все это грозит Зеленскому и народу Украины.
6 февраля в украинском парламенте началось рассмотрение закона 2178-10 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения». Проще говоря, о рынке земли. Следует отметить, что это уже второе чтение законопроекта: первое он прошел еще в ноябре 2019 года. Тогда удалось найти 240 голосов «за»; заседание Верховной Рады сопровождалось скандалами в СМИ и уличными протестами, а депутаты «завалили» закон более чем 4 тысячами правок.
Еще более «жарким» стало начало второго чтения: в стенах парламента оппозиционеры блокировали трибуну, несколько депутатов подрались, под зданием Рады опять шли митинги, а Юлия Тимошенко в прямом смысле пролила за землю кровь. За всеобщим обсуждением и нагнетанием истерии сложно спокойно и адекватно разобраться, что же произошло вчера в парламенте, а также спрогнозировать дальнейшее развитие событий. Тем не менее, попробуем это сделать.
Авторский текст
Материал опубликован в разделе «Мнения». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Земельная реформа в Верховной Раде: хронология событий
Утро в парламенте началось с визита президента Зеленского. Он провел закрытую встречу с фракцией, во время которой призывал максимально ускорить рассмотрение законопроекта. Члены «Слуги народа» позже в комментариях СМИ заявляли, что глава государства очень настаивал на принятии земельной реформы сразу, в тот же день. То есть прямым текстом намекал на «турборежим».
Понять президента можно.
Во-первых, он находится под влиянием своего окружения, большинство членов которого являются бенефициарами открытия рынка земли. Это нужно для того, чтобы скупить украинские черноземы, пока они будут стоить недорого (именно поэтому в законе нет установленной минимальной цены на землю), а впоследствии перепродать дороже.
Во-вторых, на Зеленского давят иностранные партнеры и международные финансовые организации, прежде всего МВФ. Украина уже больше года живет без траншей от Фонда, и несмотря на то, что серьезных экономических потрясений пока что удалось избежать (по трем причинам: пирамида ОВГЗ, благоприятная конъюнктура на внешних рынках и переводы из-за границы от «заробитчан»), дефицит бюджета в стране огромен. Проще говоря, срочно нужны быстрые деньги, что и предлагает МВФ.
В-третьих, все больше экспертов, а также Telegram-каналов, имеющих источники во фракции «Слуга народа» и в Офисе президента, заявляют о том, что глава государства находится в определенного рода информационном вакууме, как бы нелепо это не звучало в 2020 году для человека со смартфоном. В силу чего Зеленский банально не может (или не хочет) узнать мнение народа о той модели рынка земли, которую он проталкивает, а также просчитать возможные риски и последствия для Украины.
Депутаты из монобольшинства рассказали, что дискуссия во время заседания была длительной, а президент вел себя эмоционально и не всегда хотел слушать аргументы против. Несмотря на ряд сомневающихся, внутреннее голосование показало, что голоса за рынок земли есть.
Зеленский настаивал, чтобы закон приняли уже 6 или 7 февраля. Но тут в игру вступил спикер парламента Дмитрий Разумков. Он заявил, что с учетом количества правок (более 4 тысяч), которые были поданы народными избранниками к закону, его рассмотрение займет не менее двух недель.
Такой скорости работы надеялись добиться, судя по всему, объединением похожих правок и голосованием за них «скопом». Однако это обязательно дало бы оппозиции повод обвинить «слуг народа» в нарушении регламента, обратившись в Конституционный суд. Последний и вовсе способен снять законопроект с рассмотрения, что явно не в интересах Зеленского и его партии.
Логично предположить, что Разумков просто отказался брать на себя ответственность за «продавливание» закона в «турборежиме» (что могло бы крайне негативно сказаться на его дальнейшей политической карьере) и решил четко следовать букве закона, рассматривая все правки согласно регламенту. После этого «мягкого демарша» Telegram-каналы, близкие к ОПУ, стали писать о «похолодании» отношений между Зеленским и Разумковым, который, как считают в Офисе президента, якобы затеял собственную политическую игру.
Параллельно с этим депутаты от «ОПЗЖ» начали блокировать трибуну. Им пытались помешать «слуги народа». В это время место спикера заняла Юлия Тимошенко, которая так резко схватилась за микрофон Разумкова, что до крови порезала палец. В результате рассмотрение земельной реформы началось лишь во второй половине дня. Спикеру пришлось уже публично пообещать рассматривать каждую правку отдельно. Это немного успокоило оппозицию.
Пока в здании парламента происходили словесные баталии (не обошлось и без физических потасовок между депутатами во время блокирования трибуны), в Киеве начались протестные митинги. Против распродажи земель выступали представители партии «Батькивщина» и «ОПЗЖ». Также на улицы вышли и националисты в лице «Свободы» и «Национального корпуса».
Главным аргументом «против» было нежелание позволить продажу украинских земель представителям иностранного капитала. К слову, формально по тексту закона продажа наших черноземов иностранцам запрещена. По мнению противников, есть десятки способов избежать этого запрета: от регистрации на территории Украины украинской фирмы-прокладки до покупки или получения украинского гражданства по упрощенной процедуре.
Более того, по различным оценкам, прямо или опосредованно (через отечественные агрохолдинги) иностранцы уже владеют приблизительно 3 млн гектаров украинской земли.
Митинги на этот раз происходили мирно (в прошлый раз не обошлось без потасовок с полицией). После объявления перерыва в пленарном заседании люди быстро и организованно разошлись. В это же время по сети начали «гулять» скриншоты о сборе массовки и расценках на участие в антиземельных протестах.
Подтвердить либо опровергнуть аутентичность этой информации не представляется возможным, однако в украинской политике уже много лет работает «протестный бизнес» и проплачивать как минимум часть участников тех или иных акций — вполне в украинских традициях.
Поначалу председатель фракции «Слуга народа» Давид Арахамия заявлял, что парламент будет работать весь день и, если потребуется, всю ночь. Тем не менее, впоследствии Рада проголосовала за окончание заседания в 19:30 и продолжение его на следующий день.
Это связано с провалом «турборежима» и готовностью депутатов рассматривать все правки к закону 2178-10. Всего за время заседания 6 февраля удалось рассмотреть порядка 180 правок. Аналогичная работа продолжилась и 7 февраля. По различным оценкам, при рассмотрении в таком режиме на все 4000+ правок депутатам потребуется от нескольких недель до двух месяцев.
Будущее рынка земли в Украине: примут или нет?
Анализируя все происходящее вокруг рассмотрения закона 2178-10, можно сделать вывод, что пока в безусловном тактическом выигрыше находятся оппозиционные партии. Согласно различным социологическим оценкам, неприемлемой предлагаемую «слугами» модель рынка земли считают до 70-80% украинцев. То есть абсолютное большинство.
Среди главных рисков называют тот факт, что монобольшинство предлагает латиноамериканский вариант запуска рынка, который станет не рынком, а банальной распродажей и финальным переделом последнего ценного актива, оставшегося в распоряжении Украины.
Играя на желании людей изменить предлагаемую модель, либо же и вовсе продлить мораторий, оппозиционные партии («ОПЗЖ", "Европейская Солидарность" и особенно "Батькивщина") лишь нарастят свой рейтинг.
В то же время его потеряет "Слуга народа" и лично президент Зеленский, который в очередной раз взял на себя всю полноту ответственности за последствия земельной реформы, лично приехав в парламент уговаривать депутатов проголосовать "за". В выигрыше также "неопределившиеся" и "колеблющиеся", вроде партии "Голос", а также отдельные депутаты и депутатские группы.
По информации некоторых политических консультантов и технологов, приближенных к отдельным депутатам и процессу голосования, расценки за один голос в пользу рынка земли доходили до 100 тыс долларов и выше. Разумеется, официально никто не может верифицировать информацию, что голоса за закон 2178-10 покупают, равно как и подтвердить сам факт наличия механизмов нелегальной "оплаты" голоса. Тем не менее, практика подкупа депутатов широко известна, о ней неоднократно на протяжении всех лет независимости писали СМИ, говорили эксперты и бывшие представители власти.
Время сегодня играет против "Слуги народа". За те недели или даже месяцы, которые потребуются на рассмотрение всех правок, можно успеть не единожды переубедить или подкупить "сомневающихся". Оппозиция получит замечательный повод собирать протесты и "качать" ситуацию, повышая ставки в торгах с властью.
Логично ожидать пика протестной активности (вплоть до масштабных митингов и срыва голосования в парламенте) под конец рассмотрения всех правок и финального голосования. Президент и его партия при этом продолжат терять рейтинги, в том числе из-за невыполнения своих обещаний (вынесение вопроса о земле на референдум).
Впрочем, есть информация, что сейчас в парламенте придумывают механизмы по ускорению процесса принятия земельной реформы — в частности, рассматривается вариант отзыва правок со стороны подавших их депутатов.
Примут ли в конечном итоге закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения"? Вероятно, да. Слишком велико давление со стороны президента и части его команды, а на Зеленского еще сильнее давят западные партнеры. Да и внутри страны немало игроков, заинтересованных в запуске рынка.
Тем не менее, все социологические замеры показывают устойчивую антипатию народа Украины к этой инициативе. Для Зеленского, которому критически важны его рейтинги, это может стать серьезным аргументом. Не стоит забывать и о протестной активности оппозиционных партий, которые будут пользоваться затягиванием процесса принятия закона, нерешительностью отдельных "слуг народа" и общественными настроениями в своих целях.
Открытие земельного рынка — безусловно, необходимая реформа. Лишь 5 стран в мире не имеют своего рынка земли. Однако "турборежим" здесь противопоказан. Прежде всего, необходимо изучить существующие юридические нормы и "дыры" в законах, позволяющие распоряжаться землей. Отдельно следует решить проблему с единым кадастром. Выяснить, как используется украинская земля: что и как на ней выращивают, почему мы с самыми лучшими в мире черноземами импортируем банальные чеснок и картошку.
Провести аудит крупнейших агрохолдингов. Изучить, как живут простые селяне, сколько тратят, сколько зарабатывают, какие культуры самые прибыльные. Детально рассмотреть иностранный опыт рынка земли, достижения и ошибки. Ответить себе на вопрос, каков интерес западных партнеров и финансовых институций в нашем рынке земли. Какие политические силы используют эту тему и в чем их выгода, наконец. И лишь после всего этого выносить вопрос на референдум и запускать земельный рынок.
Никита Трачук, политолог, специально для Tk.Media