Мне бы в парижском публичном доме из знаменитого анекдота пришлось бы постоянно платить двойную таксу. Потому что уж очень часто мне обсуждать реакцию на явление интереснее, чем само явление.
Сейчас о желтых жилетах и реакции на них. Есть несколько вещей в усредненной реакции, которые мне представляются дикими.
Долго расписывал ситуацию в экономике Франции, как ее вижу, требования ̶п̶и̶к̶е̶й̶н̶ы̶х̶ желтых жилетов и т.д. Потом снес к херам, это не важно сейчас. Важно другое. Есть несколько совершенно стандартных реакций на ситуацию, которые меня изумляют. Все произносятся таким тоном, который по мнению произнесшего исключает в принципе возможность какие-то дальнейших претензий к протестующим.
1. «Они же борятся за свои права!» Простите, права на что? Кто-то ограничивал их свободу, препятствовал в реализации права на свободу собраний и т.д.? А, право на социалку в разных видах? Так простите. Это право всегда за чей-то счет. И если любое подобное право считать священным, то единственным успешным видом деятельности станет «борьба за права». Работать станет окончательно неактуальным.
2. «Это же протест бедных слоев населения!» И что? Если они «беднейшие», то любое их действие должно встречать одобрение? А судя по тону, так и есть примерно.
3. «Это дело элит формировать осмысленные решения, граждане просто формируют запрос!» Это мое любимое. В каком-то смысле объединяет предыдущие два и еще многое. Получается некоторая система, в которой ширнармассы имеют все права, но не имеют обязанностей и не несут ответственности. Мечта левака! Одни просто «формируют запрос», совершенно не обязаны задумываться о его исполнимости и реализуемости, но к их требованиям необходимо внимательнейшим образом прислушиваться.
Можно еще перечислять, но основное уже сказано. Массовая реакция, даже среди людей, декларирующих центристские и правее центра взгляды, пронизана жутким левачеством. И это не на уровне отрефлексированных взглядов, это намного глубже. Это первые реакции. Мнения, права, интересы сирых и убогих по умолчанию считаются более важными, чем успешных и состоявшихся. Борьба за халяву считается не просто допустимой, а в целом позитивной. И права и ответственность никак не связаны друг с другом.
Ну ладно, Франция. Мало того, что как-нибудь без нас разберутся, так и могут себе позволить в конце концов, до сих пор еще богатая страна несмотря на все левацкие закидоны. Но ведь если это проявляется при обсуждении Франции, то точно так же значит воспринимаются и во внутренней украинской жизни те же вопросы. А мы не Франция, мы такого можем не пережить.
«Ну да, за гречку проголосовали, а что вы хотели при такой пенсии?» «Ну вышли за 200 гривен помитинговать, сами знаете какие стипендии сейчас!» «Ну дорого им растамаживать, вот и перекрывают дороги» «Понятно, что не хотят белую зарплату, так ведь субсидию снимут»
Не как немедленно подобное пресечь. Даже не осуждение. Вот в их положение мы готовы входить. С одной стороны закрывать глаза на бредовость и безответственность действий, с другой всячески подчеркиваем священность их прав и незыблемость права голоса.
Так вот нет у нас ресурса, чтобы пережить подобное. Развалиться можем вполне по дороге. Не можем мы себе позволить прав без ответственности. Права и ответственность продолжение друг друга. Тогда это честно. Это и есть либерализм, как я его понимаю.