В прошлый раз я довольно эмоционально писал о том, как по моему мнению не должны себя вести на местных выборах правые политические силы. Совершенно резонный вопрос, а как же должны? И первый аргумент здесь, который я уже слышал неоднократно, состоит в том, что выборы не в ВР, а в местные советы. А значит кардинально менять систему налогообложения, бюджетную систему и т.д. депутат обещать не может, говорить на этих выборах нужно о местных проблемах. Такое впечатление, что у всех в головах засело ощущение, что местный совет может заниматься только вопросами канализации и вывоза мусора, а больше ничего к его компетенции не относится. Особенно на подобном подходе настаивают любители лавочек и их предводителя Гепы, а также депутаты, просидевшие в горсовете как Микоян, «от Ильича до Ильича без геморроя и паралича». И если пойти на поводу и согласиться с этим тезисом, то пространства для маневра не останется и всю предвыборную агитацию придется вести на чужом поле. Максимум что можно будет сделать, это убеждать, что у вас получится за счет прозрачности и т.д. лучше распорядиться имеющимися у города ресурсами. Скажите, вы все еще уверены, что вы представляете правую политсилу? J
Сам по себе подход, в котором идеология партии совершенно не важна на местных выборах, кажется мне совершенно несостоятельной. Потому что предлагаемая программа развития для страны в целом, для региона и города в равной степени базируется на идеологии и системе приоритетов партии. Как же я предлагаю вести предвыборную компанию и с чем идти на выборы правым партиям, если такие вдруг обнаружатся? Попытаюсь объяснить на примере Харькова, думаю в подавляющем большинстве крупных городов картина будет отличаться незначительно.
Во-первых я предлагаю категорически отказаться от дискуссий в рамках концепции игры с нулевой суммой. Мы не левые, основная забота которых «по честному» поделить все, до чего дотянутся их шаловливые ручонки. Основная причина низкого уровня жизни в городе и стране в целом не в олигархах и чиновниках, которые «все украли», а в крайне низком уровне экономики в целом. Соответственно основной задачей что центральной власти, что городской, должен стать экономический рост. В данном случае экономический рост в городе и рост ВРП. Потому что невозможна ситуация, в которой средний уровень дохода выше, чем валовый региональный продукт в целом, а он у нас крайне низок. И для реализации этой задачи в руках у региональной власти вполне достаточно рычагов даже сегодня до передачи в рамках децентрализации большего объема полномочий в регионы. Вот что можно сделать уже сейчас:
1) Хотя подавляющее большинство контролирующих органов напрямую подчинены Киеву, но это не означает, что городские власти не имеют на них никакого влияния. И уж точно в силах городских властей уменьшить количество злоупотреблений при проверках и как минимум снизить количество необоснованных проверок.
2) Провести ревизию городского фонда имущества и на условиях прозрачных аукционов или тендеров сдать в аренду все объекты, не задействованные в городском хозяйстве.
3) Упростить процедуру подключения новых объектов к коммуникация. Вот тут уж точно проблема полностью замыкается на городском уровне и не имеет никакого отношения к центральной власти. А проблема это на сегодняшний день колоссальная, масса проектов малого и среднего бизнеса не стартует в том числе из-за нее.
4) Все закупки города перевести на систему ПроЗорро или аналогичную. Все закупки, в которых это возможно, дробить на малые партии, которые могут быть выполнены силами малых и средних предприятий.
5) (мое любимое) Навести порядок в области выделения земельных участков и выдачу разрешений на строительство. Обеспечить равный доступ застройщиков к земельным участкам. В случае застройки в центральной части города и других особо привлекательных местах продавать право строительства на открытом аукционе.
6) (продолжение пятого) От весьма странных договоров соинвестирования перейти к прозрачной системе отягощений при строительстве.
7) Разработать и внедрить программы помощи бизнесу в выходе на ранки ЕС, Канады и США. Сейчас масса средних предприятий, производящих потенциально конкурентоспособную на этих рынках продукцию, не пытается выйти на них из-за незнания процедур, неумения правильно подготовить документацию, получить необходимые сертификаты и т.д.
8) Отдельная проблема с промышленными гигантами города. Большинство из них было ориентировано в основном на российский рынок, теперь фактически остановились. И нужно честно сказать самим себе ,что это произошло может быть не навсегда, но уж точно на весьма длительный срок. Уверен, что часть из них может как минимум на ближайшее время быть загружена госзаказами, часть выпускает продукцию, которую можно продавать не только на российском рынке. И помощь подобным предприятиям и в налаживании внешнеэкономических связей и в продвижении своей продукции на новые зарубежные рынки однозначно должна быть оказана городскими властями во всех доступных формах.
9) Создание максимально комфортных условий для работы предприятий IT-сектора. Сейчас в городе возникла очень нехорошая динамика перевода таких предприятий из Харькова в другие регионы Украины (в первую очередь во Львов) и за рубеж. Насколько мне известно, большинство переездов не связано с опасностью начала в Харькове боевых действий, а с некомфортными условиями работы.
10) Это уже индивидуальное. Но я считаю, что для Харькова необходима всяческое продвижение на уровне властей проекта KhakivGoingGlobal . И идеология этого движения на мой взгляд прекрасно вписывается в правую идеологию. Хотя этот проект не является (и никогда не будет являться) партийным, но поддержать его считаю очень полезным в данном контексте.
Реализация всего перечисленный комплекса мер должна дать заметный рост в городе малого и среднего бизнеса, а значит и занятости.
Во-вторых естественно нужно говорить о повышении прозрачности как принятия решений в сфере регулирования бизнеса, так и распределения городских ресурсов и городских закупок. Это вещи, которые на мой взгляд не имеют четкого партийного окраса и могут с равным успехом использоваться всеми политическими силами. Только необходимо грамотно и честно об этом говорить. С одной стороны приводить конкретные примеры наиболее проблемных для города в этом плане мест, а с другой не обещать невозможного. А то я уже слышал разговоры о том, что только повышением прозрачности можно добиться чуть ли не двукратного снижения тарифов на ЖКХ.
В-третьих очень важно выстроить работу с избирателем именно вдоль собственной программы, а не обсуждения чужих. Важно в первую очередь донести свои мысли и программу до своего якорного электората, которого не так мало. И убеждать неопределившихся. Например объяснять, что все вышеперечисленное нужно не только барыгам-спекулянтам, а всему городу. Потому что эти самые мерзкие комерсы как раз и создадут рабочие места, на которых смогут работать другие. И что решение проблемы безработицы намного важнее любых социальных выплат, потому что когда у человека есть работа, то он не нуждается в подачках от государства. А что эти бездельники из IT-сектора, которые ни хрена не делают, а весь день за компьютером штаны просиживают, будут потом тратить деньги в нашем городе и от этого появятся деньги у массы людей, работающих в сфере услуг.
А вот пытаться бороться за голоса людей с откровенно левыми убеждениями с моей точки зрения не просто бессмысленно, а крайне вредно. Бессмысленно, потому что вы никогда не сможете не отказавшись от правой идеологии перепопулистить популиста. А вот ваш избиратель увидит, что вы готовы любому пообещать то, что тот хочет услышать и отвернется от вас. У правых сил есть свой избиратель. Пока мы в явном меньшинстве, но нас уж точно достаточно для прохождения барьера. И думаю, что за нашим избирателем будущее, потому что это в массе своей самостоятельные люди, готовые сами строить свою судьбу и судьбу своей страны. Давайте пойдем на выборы честно, обращаясь к своему избирателю и разговаривая с ним как с взрослым, а не с как с неразумным ребенком.