Не думаю, что кто-то уже смог полностью сложить пазл произошедшего сегодня в ВР, во всяком случае мне убедительный анализ пока не попадался. У меня тоже нет ответов, но хочется попытаться разобраться что же произошло и какие последствия будет иметь это событие. Мне вообще редко удается писать коротко, а сегодня текст получится совсем длинным, потому что я сам плохо понимаю о чем пишу, это скорее попытка самому разобраться :)

1. Утренний ход Порошенко.
Безусловно сильный ход. Во-первых призыв к Шокину подать в отставку сразу резко повышает доверия общества. Этой отставки давно жаждут все, хотя на мой взгляд никто толком не понимает что будет после нее. Во всяком случае пока не видно ни единой кандидатуры, под которую можно было бы гарантированно собрать в ВР 226 голосов. Кроме того эта отставка может быть частью некоторого контракта, неформально предложенного Коалиции и включающего по всей видимости некоторый вариант переформатирования Кабмина. Судя по всему оферта не акцептирована, контракт не заключен. Отыграть назад этот ход Порошенко будет трудно, даже если у него возникнет такое желание. Думаю отставка Шокина дело решенное. Да, при этом похоже никто не обратил внимания, что заявление Шокина Президенту совершенно не нужно, он имеет полномочие самостоятельно внести соответствующие представление в ВР.
Во-вторых очень удачно дуплетом обращение к Яценюку с предложением уйти в отставку. Здесь удачно все, но в первую очередь адресат. Президент не к ВР, Коалиции и фракциям обратился, а к ПМу, причем со всеми приличествующими случаю словами об успехах и т.д. Кроме того, это как минимум выглядело как предложение смены Кабмина без развала Коалиции. Опять-таки скорее всего существовало некоторое непубличное предложение, которое должно было частично компенсировать фракции потери. При этом на момент выступления Порошенко это предложение выглядело как предложение с позиции силы, утром мало кто сомневался, что 226 голосов за отставку Кабмина найдут. Однозначный выигрыш Порошенко в том, что теперь опять достаточно долгое время его не будут считать ответственным за деятельность КМУ и скорее всего состояние экономики, этим заявлением он очень сильно смог дистанцироваться от Кабмина.


В чем на самом деле состояла игра Порошенко судить не берусь. Скорее всего это был ход, любые варианты последствий которого устраивают игрока:
а) Если Яценюк сам подает в отставку, то есть шансы на переформатирование Кабмина без развала Коалиции. Наверняка некоторые предварительные договоренности или хотя бы предложения на этот счет существовали. Причем в этом случае Порошенко практически наверняка получил бы значительно более удобного для себя Премьера. Полное впечатление, что это был наиболее желаемый Президентом вариант, на него в первую очередь и велась игра.
б) Если Яценюк не подает в отставку, но его отправляет в отставку ВР. В этом случае точно просчитать последствия с моего пенька невозможно, но скорее всего существовал вариант потенциальной Коалиции и на этот случай. Новая коалициада возможно была бы мучительной, но потенциал и за счет внефракционных, и за счет возможности в этом случае перетянуть часть депутатов НФ есть. Вариант рискованный, но скорее всего Порошенко оставался бы в выигрыше по сравнению с вчерашним раскладом. Кроме того, для избирателя это выглядело бы отставкой, инициированной Президентом, а этот Кабмин достал уже всех и электорально бы на этом Порошенко приобрел немало.
в) Яценюк в отставку не подает, голосов для отставки не хватает (что и случилось). Как минимум Порошенко полностью дистанцировался от Кабмина и результатов его деятельности. Думаю сейчас в сознании подавляющего большинства украинцев впервые за очень долгое время Президент не несет ответственности за Кабмин, он постарался его заменить. А еще неделю назад претензии высказывались к Порошенко не в меньшей степени, чем к Яценюку.
Слабым местом во всем этом моем построении является то, что Порошенко не производит впечатление игрока, делающего ставки без просчитанного результата. Соответственно весьма вероятно, что Порошенко точно знал (или во всяком случае считал, что точно знает) по какому сценарию будут развиваться события.

2. Действия Яценюка.
В отличие от большинства комментаторов, я не считаю, что Яценюк заранее знал результаты голосования. Ну или же он продемонстрировал игру поистине гроссмейстерского уровня, эдакий Николсон, Штирлиц и Розенберг в одном флаконе, но в этот вариант верится как-то слабо. Скорее он выглядел человеком, готовым до конца драться за свое место под солнцем, которого от кресла придется отрезать автогеном. В этом плане кроме общего впечатления весьма характерна фраза о том, в каком виде Кабмин ОСТАВЛЯЕТ страну. Наверняка кроме выступления велась и серьезная работа с депутатами и «авторитетными людьми» вне сессионного зала.
Выиграл Яценюк или проиграл? С одной стороны он сохранил пост и получил на полгода иммунитет от отставки. Говорить об электоральных проигрышах Яценюку не приходится уже давно, набрать на выборах отрицательное количество голосов невозможно. С другой стороны Яценюк оказывается в крайне сложном и уязвимом положении. Здесь и фактически тотальное отсутствие поддержки Кабмина Коалицией. И публичный марьяж с Оппоблоком и Видрожденням, но об этом подробнее ниже.

3. Голосование депутатов. Вот это самое интересное!
При голосовании о признании результатов работы Кабмина неудовлетворительными все однозначно говорило о скорой (в часах, а не неделях) отставке. Причем распределение голосов по фракциям вполне ожидаемое, разве что можно было предположить больше голосов от Оппо и Ведра. С точностью до посещаемости единогласное голосование всех фракций Коалиции кроме НФ и вполне достаточный довесок от Оппо, Воли и внефракционных. Если исходить из предположения о психическом здоровье депутатов и их готовности объяснять свои действия избирателям, то голос отданный за это постановление должен означать через пару часов голос за отставку Кабмина. Но украинская политика столь линейного поведения не предполагает и постановление об отставке Кабмина набирает 194 голоса вместо 247 (цирк с просьбой нескольких депутатов учесть свой голос «против» как «за» постфактум я учитывать отказываюсь, это уже клиническая психиатрия). Что же произошло?
Для начала посмотрим на относительно понятные вещи. Малые фракции коалиции и часть внефракционных дали практически равное количество голосов за оба постановления, причем малые фракции практически списочным составом. Здесь вопросов не возникает. И публично многократно заявляли о необходимости менять Кабмин, да и вообще они у нас «за любой кипиш кроме голодовки», вполне обоснованно рассчитывая и в случае переформатирования коалиции и в случае досрочных выборов получить больший кусок пирога.
В целом понятно отсутствие голосов от НФ. Хотя если честно, меня удивило ПОЛНОЕ отсутствие голосов. НФ никогда не славился жесткой фракционной дисциплиной, по многочисленным слухам, «сведениям из информированных источников» и многим результатам голосований в НФ есть несколько групп и не все они ориентированы на Яценюка и Авакова. Или депутатам от НФ вообще не делалось заманчивых предложений, или предложения Яценюка оказались заметно более привлекательными.
Вполне понятно отсутствие голосов от Видрождення. Хотя довольно сложно себе представить как они будут пытаться объяснять это своему электорату. Но тут видимо игра в долгую не основное, а сотрудничество с Яценюком слишком выгодно, чтобы им рисковать. Аналогично с не голосовавшей за оба постановления частью Оппо.
Основная масса БПП. Тоже все понятно. Неоднократно критиковали Кабмин, пытаются переключить внимание с коррупционной темы во фракции на ту же в Кабмине (благо есть где развернуться), Порошенко высказался вроде бы за уход Яценюка.
А вот дальше самое интересное, голоса «потеряшек». 120-97=23 депутата от БПП, 15-6=9 (погоды не сделали, но изменение очень значительное) от Воли народа, 26-8=18 Оппоблока.Сразу скажу, вменяемого объяснения у меня нет. Если изначально не хотели голосовать за отставку, то почему проголосовали за первое постановление? Не могли забыть прийти в ВР, благо далеко не первый раз будет? Надеялись, что после первого голосования Яценюк подаст в отставку и был нужен именно этот вариант? Между двумя голосованиями получили предложения, от которых не смогли отказаться? Получили команду от «авторитетных людей» изменить позицию? Считали, что голосов хватит и без них и по каким-то причинам не хотели давать свой? Целенаправленно срывали голосование, предварительно создав иллюзию достаточности голосов и сделав ненужной дальнейшую работу по поиску дополнительных? Вариантов море, ответов нет. Сейчас уже появилось дикое количество версий разного уровня консирологичности, ни одна из них мне лично убедительной не кажется. Скорее всего имело место несколько факторов, и шансов узнать точно у нас не будет. Под тот ковер, под которым это известно публику не пускают.


Теперь давайте попытаемся понять, каковы будут последствия всего этого шапито.
На ближайшие полгода отсутствуют возможности повторного рассмотрения вопроса отставки правительства.
Это не значит, что отставка невозможна. Но варианты отставки становятся крайне сложными и несущими для всех игроков весьма серьезные риски и издержки:
а) Вариант развала Коалиции и перевыборы. Вариант возможный. Например Самопомощь уже сделала ряд заявлений, которые можно трактовать как подготовку к такому сценарию. Если они найдут достаточное количество союзников, то вполне могут пойти на такой вариант. Соответствует это действительности или нет разговор отдельный, но похоже они уверены в увеличении своего представительства в ВР в случае досрочных выборов. Вообще коалиция давно существует уже только на бумаге, три малые фракции уже давно у нас в неведомой политологии позиции полуоппозиции-полукоалиции. В этих условиях взорвать коалицию скорее всего несложно.
б) Вариант развала Коалиции и формирование новой. В теории тоже возможный вариант. Но я лично не вижу при сегодняшнем раскладе одновременно в нем заинтересованных и обладающих достаточными ресурсами для его реализации. Скорее этот вариант может возникнуть как ответ на попытку реализации первого сценария. Без НФ или как минимум заметной части депутатов этой фракции коалиция не собирается даже с внефракционными (всех внефракционных не получится в любом случае). А идти на объединение с Оппо, Ведром или Волей Порошенко решится вряд ли, а малые фракции тем более. Слишком высоки репутацинные издержки.
в) Вынуждение Яценюка таки написать заявление об отставке. Честно говоря, судя по его сегодняшнему поведению без паяльника задача кажется нерешаемой. То есть пойдет на этот вариант Яценюк только если земля начнет гореть под ногами, например в результате заведения уголовных дел и т.д. Честно говоря я не верю в такой вариант, слишком велики риски и слишком однозначным будет уже полный возврат к практикам времен Януковича. Причем очевидным не только для избирателя, но и для внешних игроков, а на это никто не пойдет.

Но значительно более вероятным мне представляется сценарий, при котором Яценюк действительно выборол себе на полгода иммунитет от отставки. Слишком высоки риски любого из вышеперечисленных сценариев. Например заинтересованные в реализации первого не могут исключать результат в виде второго и так далее. При этом сегодняшнее голосование явным образом показало, что союзниками Яценюка в ВР кроме собственной фракции являются Оппо, Видро, Воля народа и возможно незначительная часть БПП. Если учесть, что в отличие от многих других политических сил у НФ практически отсутствует ядерный электорат, сегодняшний уровень электоральной поддержки в пределах статистической погрешности, а голосовавшие его на дух не переносят Оппоблок и другие реинкарнации регионалов, то о дальнейшей политической карьере Яценюку можно смело забыть. Соответственно этот вариант я считаю нужным разобрать подробнее.


В этом сценарии сегодняшнее действо имеет как минимум два достаточно очевидных последствия, и я даже затрудняюсь сказать какое из них хуже, потому что хуже оба.
Во-первых Кабмин и ВР достаточно неизвестное, но достаточно долгое время будут находиться в лучшем случае в состоянии перемирия. Ни о каком конструктивном сотрудничестве речь не идет точно. Взаимодействие КМУУ и ВР и так не отличалось высокой эффективностью, а теперь есть все шансы на заметное ухудшение оного. Причем в силу сложившейся ситуации стандартные методы продавливания решений или перестанут работать вообще, или будут работать с катастрофическим скрипом. Ни для кого не секрет, что в последнее время большинство правительственных законопроектов продавливались через ВР силами Порошенко и его доверенных лиц. Теперь скорее всего подобного не будет. Во всяком случае не будет без мощнейшего пинка от внешних игроков.
Во-вторых сложилась совершенно уникальная ситуация. С одной стороны Яценюк получил ориентировочно на полгода иммунитет от отставки. С другой он практически поставил крест на своей дальнейшей политической карьере. И при этом он обладает колоссальным объемом власти. Причем в каком-то смысле объем его власти сегодня даже возрос. Почему? Исчезла масса сдерживающих факторов. В нашей системе немалая часть сдерживающих факторов, наш вариант системы сдержек и противовесов, имеет совершенно неформальную природу. Например кулуарное влияние АП, влиятельных депутатов ВР и так далее. Но если отношения и с Президентом и с ВР испорчены кардинально, то какой смысл прислушиваться к их мнению? Еще раз. Возникла ситуация, в которой человек, руководящий работой правительства с одной стороны не имеет политической перспективы, а с другой практически отсутствуют механизмы воздействия на него! Как вы считаете, как в этой ситуации поведет себя Яценюк? Несколько смягчает ситуацию тот факт, что весьма большое количество министров не являются его людьми и скорее ориентированы на Президента или фракции ВР. Но все равно свобода маневра вместе с безнаказанностью и бессмысленностью мыслей о политическом завтрашнем дне представляют из себя крайне опасное сочетание.

Что в этих условиях является наиболее вероятными действиями основных политических сил? Думаю нас ждет невиданный даже по украинским меркам фестиваль популизма. Сегодняшняя политическая конструкция является еще более неустойчивой чем неделю назад, а значит все начали готовиться к перевыборам. Коалиция давно существует только на бумаге, но система хотя бы имела некоторые признаки устойчивости и сбалансированности. Сегодня коалиция была уже не пристрелена, а похоронена и состоялись поминки. При этом других устойчивых вариантов коалиции не просматривается. А значит эта каденция ВР жива ровно до тех пор, пока достаточное количество игроков не сочтет, что выиграет от перевыборов.
Наиболее жесткая и бескомпромиссная борьба в этом случае ожидается за антикоррупционную поляну. Реформы нынче не в моде, в этом сезоне такое не носят. В моде борьба с коррупцией. На этом поле серьезный гандикап имеется у Саакашвили, но остальные явно сдаваться не собираются. И вся анекдотичность и эпигонство того же дуэта ежа и ужа имени Тимошенко&Наливайченко не должна вводить в заблуждение. Это не только способ мобилизации старого ядерного электората, но и неплохая возможность привлечения нового. Ну а уж РП с СП этот стадион считают своим родным. Так что астрологи объявляют месяц антикоррупционных фронтов, движений и прочих ассамблей. С нетерпением жду, какая из партий первая переименуется в антикоррупционную.
При этом естественно не будут забыты и такие проверенные способы окормления электората, как традиционная борьба за повышение пенсий и минимальных зарплат при одновременном снижении всех налогов, требования немедленного снижения в три раза всех коммунальных платежей, а лучше доплаты за потребление коммунальных услуг, активизацию деятельности благотворительных фондов имени себя по раздаче продуктовых наборов (интересно, догадаются гречку на что-нибудь заменить?).

Серьезные же реформы в этих условиях если и будут вестись, то только или силами отдельных энтузиастов, имеющих независимую от Яценюка поддержку в ВР или по отдельным направлениям в результате волшебного пендаля от внешних доноров.

Честно говоря буду очень благодарен, если кто-то сможет мне предложить одновременно более убедительную и радостную картину нашего ближайшего будущего. А то эта меня что-то ни фига не радует.