С ростом количества авто с литовскими и польскими номерами в Украине, увеличивается и накал дискуссий, периодически возникающих. Выскажу своё мнение, не претендующее ни на что, кроме личного мнения.
В: Итак, как же решать проблему бесконтрольного беспошлинного ввоза б/у авто из ЕС?
О: Установить ввозную пошлину на авто любого года выпуска равной такой же для новых авто (в большинстве случаев 10% от стоимости. Для б/у — от остаточной). Без ограничений по количеству ввезенных авто.
В: Как быть с неэкологичностью старых авто?
О: Любой автомобиль должен иметь возможность передвигаться по дорогам общего пользования только при наличии талона техосмотра. Без него — отправляться на штрафплощадку, откуда возвращаться только после прохождения ТО. Ввезенные на территорию Украины машины должны пройти ТО в течении месяца после въезда.
ТО не считается пройденным, если уровень вредных веществ в выхлопе выше, чем требуется Евро-3. В Европе с виду крутые тачки не спроста за 500 евро продаются. Хозяин знает, что ТО с таким ему не светит, а ремонт будет стоить гораздо дороже (требования не только к выхлопу).
В: А что делать с машинами, купленными до введения этого стандарта?
О: Дооборудовать катализаторами, рециркуляторами выхлопных газов и мочевинными фильтрами.
В: Реци...что?! На копейку такую вундервафлю никто ставить не будет. И на любимый Ford Scorpio 87 года тоже. Что с ними делать?
О: Утилизировать. С учётом цены металлолома должно бесплатно выйти.
В: А как же поддержка отечественного производителя? Кто Ланос будет брать?
О: Худшее, что можно сделать для развития любого производителя — это ограничить конкуренцию. Любой поставщик в любой стране и отрасли (хоть производитель ПО в Калифорнии, хоть тётя Люба варящая самогон) в отсутствие конкуренции перестают что либо развивать, сидят на жопе ровно как собака на стене, а затем скатываются в унылое говно.
Есть гораздо более полезные методы поддержки производителя нерыночными методами — госзаказ, лоббирование дипломатами на внешних рынках, льготные кредиты и прямые инвестиции в разработку и постановку на конвейер новых моделей. США, например, как минимум с 70-х постоянно занимается этим в отношении своей большой тройки.
Кроме того, даже при равной цене, у новой машины кроме недостатков есть и некоторые преимущества над старой — отсутствие износа и наличие гарантии, например. Не все ведь б/у айфоны покупают, некоторые и новые Xiaomi берут. И я ещё поспорю, что лучше.
В: Ну допустим, а что же с той схемой, которой пользуются сейчас?
О: Отсутствие в нерастаможенной машине гражданина с документом, подтверждающим право собственности на неё или договором аренды, подписанным не более месяца назад, должно приводить к эвакуации такого авто на штрафплощадку.
В: Так это ж противоречит куче законов и вообще неконституционно!
О: Да. Законы, возможно, придется менять.