Знание о том, что мы вырастем, расцветём и неизбежно увянем и умрём, — извечный спутник нашей жизни.
Большинство людей знают имя Эпикура благодаря слову «эпикуреец», обозначающему человека, который не мыслит своей жизни без утонченных чувственных удовольствий (в первую очередь вкусной еды и питья). Однако Эпикур был не приверженцем чувственных удовольствий, но размышлял о достижении состояния безмятежности, то есть удовольствия душевного (атараксии) и настаивал на том, что, как врач лечит тело, философ призван лечить душу. По большому счету Эпикура можно считать прародителем экзистенциальной психотерапии. По его мнению, философия имеет лишь одну цель: облегчить человеческие страдания, корнем которых Эпикур считал вездесущий страх смерти.
Страх смерти цикличен: он то возрастает, то ослабевает на протяжении жизни. Маленькие дети невольно выхватывают проявления человеческой смертности из того, что их окружает: сухие листья, мертвые насекомые и животные, «исчезнувшие» дедушки и бабушки, горе родителей, нескончаемые ряды могильных камней. Дети наблюдают за всем этим, но, следуя примеру родителей, молчат о том, что видят, перенимая социальный нарратив табуировать темы смерти и секса, как две самые насыщенные интенсивными амбивалентными переживаниями, неприемлемыми в социуме.
Страх смерти обычно не проявляет себя, пока человек не достигает пубертатного периода (эти же возрастные рамки обозначены Фрейдом как период латентной сексуальности). Когда человек достигает отрочества, страх смерти заявляет о себе в полный голос. Многие подростки противопоставляют этому страху свою виртуальную личность: в жестоких компьютерных играх они ощущают себя властителями смерти. Другие становятся дерзкими, глумятся над смертью, распевают высмеивающие ее песенки, смотрят фильмы ужасов. Некоторые бросают вызов смерти, идя на безрассудный риск. Спустя время, оглядываясь назад, они могут признать свои подростковые увлечения экстремальными видами спорта способом борьбы с навязчивым страхом смерти.
Жить, постоянно осознавая собственную смертность, нелегко. Жить, вечно цепенея от ужаса, невозможно, поэтому мы изобретаем способы смягчить страх смерти.
Многие подростки, когда начинают беспокоиться, размышляя о смерти, даже подумывают о самоубийстве.
Люди, которые не очень глубоко исследовали психику или не сталкивались с интенсивными амбивалентными переживаниями, смотрят на попытки суицида как на проявление слабости. Однако в большинстве случаев мысли и попытки суицида — это напротив попытка взять хоть что-то под контроль, хотя бы свою смерть, проявить силу воли, когда не получается контролировать больше ничего: ни окружающих, ни события, ни жизнь, ни своё поведение, ни свои эмоции. Многих людей с посттравматическим стрессовым расстройством или переживающих невыносимые трудности в межличностных отношениях, импульсивность, лабильность настроения и неустойчивое самоощущение, мысль о суициде, как ни странно, может успокаивать. Взаимодействуя с такими людьми, важно понимать, что мысли или попытки суицида могут играть роль единственного рабочего способа регуляции эмоций. «Мне ничего неподвластно, я не справляюсь со своей жизнью, но по крайней мере, я смогу выбрать смерть, это в моей власти»
И ещё более важно помнить, что если на данный момент это и единственный способ регуляции эмоций в твоей голове, то он не единственный вообще в мире. Существуют рабочие списки навыков саморегуляции с доказанной исследованиями эффективностью, методики психотерапии с доказательной базой, которые имеют в основе обучение этим навыкам.
«Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь всё хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения», — Эпикур.
Ищи свои способы управлять ощущениями.
Они есть.
А у тебя достаточно сил, чтобы их найти 🖤
Источники:
- курс комплексного посттравматического стрессового расстройства в травма-фокусированном подходе когнитивно-поведенческой терапии;
- руководство по тренингу навыков осознанности, межличностной эффективности, регуляции эмоций и стрессоустойчивости в диалектической поведенческой терапии;
- письмо к Менекею, Эпикур;
- вглядываясь в солнце, Ирвин Ялом.