«Пусть ваша девочка  первая поест. Мы же ребенку будем давать. Должны быть уверены, что все в порядке». Мы с бабушкой продаем, только что собранную, малину. Женщина в очках и соломенной  шляпе с подозрением смотрит на ягоды. «А что так дёшево? Она брызганная?». Бабушка уверяет:  ни в коем случае. Дама не верит. Это  удивительно. Бабушка никогда не обманывает. И мне всегда рассказывает, что вруны, как  предатели, а ябед никто не любит. «Доносчику — первый кнут», — это тоже ее выражение.   Чтобы доказать бабушкину правоту,   беру горсть ягод и запихиваю в рот.  Малина на рынке мне кажется  вкуснее, чем дома. И я, глядя в глаза зануде — покупательнице, наклоняюсь над банкой с горкой малины, вытягиваю губы трубочкой  и захватываю ягоды без рук с помощью  воздуха и языка.  Я горжусь этим трюком,  получается изящно,   как у  пылесоса. Вместо восхищённых глаз —  удивление и испуг. Но малину, неверующая  дама, покупает.  

Когда нет покупателей я  сижу на деревянном ящике и учу стихи. Из-под  прилавка иногда  мелькает   мой, обгоревший на солнце, нос и поцарапанные руки.  Стихотворения мне читает бабушка. Я должна запомнить и повторить.  И желательно с теми же интонациями, что у нее. Она знает, как правильно. Бабушка в прошлом актриса. Ее зовут Вера и взрослые говорят, что она красивая.  Мне смешно:" Как бабушка может быть красивой? Она же  бабушка!"

Годом раньше мы   отдыхаем  в пансионате. Бабушка подрабатывает  кастеляншей, а я  при ней — Санчо Панса. В ее распоряжении комната с  сугробами  скрипучих   простыней и мягких  полотенец. Внутри постоянно   пахнет арбузом.  Слово "кастелянша" мне категорически не нравится. Оно напоминает  Бабу Ягу — костяную ногу.  Поэтому я называю  бабушку "помощница  директора по кроватям".  Так и говорю взрослым, когда задают вопросы о нашей  жизни в пансионате. Они  от этой трактовки в восторге. Повторяют вслед за мной. Мне приятно. Чувствую себя пупом земли. 

В пансионате происходит  два важных события: меня впервые кусает оса и бабушка снова выходит на сцену. Она читает что-то для отдыхающих в летнем театре. Я сначала боюсь, что ее не будут слушать. Но после первых же слов люди замирают, как статуи. А я  перестаю узнавать женщину на сцене. Это  не моя бабушка. Я срочно хочу вернуть  свою: добрую, домашнюю и любимую. Статная незнакомка с красивым голосом и сильными движениями — чужая. Со мной истерика. Я рыдаю за спинами зрителей и повторяю шепотом, как заклинание: "Хочу к бабушке Вере". 

Летом  царапины покрывают мою кожу  от лба до пяток. Есть даже под глазами и за ухом.  Это последствия сражений с кустами малины за урожай. Самые неприятные ранки бабушка мажет йодом и  они  загораются огнем. Я не сдерживаюсь и ору. Мне всего шесть и терпение не главное мое достоинство. Дедушка называет это "кошачьим концертом", и уверяет, что это "напрасная мазня",  на мне все и так  заживёт, как на собаке. Бабушке не нравится, что человеческого  ребенка сравнивают с животными и она наказывает дедушку молчанием. 

Дедушка встретил бабушку в Ростове  и сразу влюбился. У ее родителей он снимал комнату с питанием. Такой  себе аll inclusive после Второй мировой.  Семья бабушки   по тем временам считалась  зажиточной. Бабушкин папа работал зубным техником, а  мама занималась дочками, шила наряды у хорошей портнихи и ходила на рынок в натуральной шубе до пят. Дедушка тогда учился в мореходке. Худой, весёлый и свободный, как ветер в парусах.  В съемной комнате он прожил неделю, а потом с гастролей вернулась бабушка. И дедушка — "пропал". Он вздыхал, днями лежал на кушетке и печально смотрел в потолок.  Бабушка его  не замечала. "Этот худой слишком много ест. Не  выгодный квартирант", — единственное, что она тогда  сказала родителям. 

Мне повезло. Дедушка добился бабушкиной любви. В противном случае меня бы не было. Я была их  первой внучкой. Имя мне дала бабушка. Мама собиралась назвать  -  Ярославой.  Но перед бабушкиным напором и силой убеждения  не устоял мой папа. "Ребенок уже сутки безымянный. Нехорошо. Надо назвать. Надюша —  такое имя красивое. Будет у вас своя Надежда". Любимой теще папа отказать не смог. Пока мы с мамой находились в роддоме  меня записали Надей. Когда я была маленькой мама называла меня компасом, и я всерьез думала, что песню, которую поет Анна Герман написали именно про меня: " Надежда — мой компас земной, а удача — награда за смелость..."