Увидал очередной пост на тему «Сделаем эту сволочь известной всем! Этот водитель отказывается признавать удостоверение участника АТО как документ, дающий право бесплатного проезда!». Ну и, как положено, буря возмущения под постом — «ах какой подлец! Парень жизнью рисковал, а этот такой-сякой водитель...», ну и т.д. И хочу несколько слов на эту тему сказать. Тема, конечно, мелкая, никак не тянет на мировой уровень и почти никак не затрагивает обязательный вопрос национальной идентичности. Однако, как ни крути, именно с таких мелочей и начинается строительство цивилизованного государства.
Я плохо представляю себе систему финансовых отношений водителя автобуса или маршрутки со своим работодателем, но предполагаю, что заработок водителя примерно пропорционален сумме, получаемой от пассажиров. И любое удостоверение на бесплатный проезд всегда уменьшает этот заработок. А сейчас, когда участников боевых действий становится всё больше (и конца войне не видно), существование такого рода льгот становится фактически гарантированным источником всё более напряжённых социальных конфликтов.
Когда законодатели принимают решения о предоставлении какой-либо льготы какой-либо социальной группе населения (делая это, как правило, к очередным выборам), практически всегда дело заканчивается изданием соответственного распоряжения о том, что какие-либо удостоверения с такого-то числа являются документом, дающим право на эту льготу. И всё. С этого момента финансовая ответственность, скажем, за проезд обладателя такого удостоверения ложится исключительно на перевозчиков. И проезд льготников, который на самом деле не бесплатный, оплачивается из кармана водителей и владельцев фирмы. При том что решение о льготах принимали не перевозчики, а государство.
Я не знаю, почему этого до сих пор не сделано, но решение этой проблемы простое до очевидности. Во-первых: бесплатный проезд вообще следует отменить как таковой. Перевозчики должны получать все свои заработанные деньги абсолютно со всех пассажиров. Но проезд тех социальных групп, которые признаны как имеющие право на льготный проезд, должен оплачиваться из бюджета. Скажем, городские власти должны закупать у перевозчиков проездные билеты для участников АТО и пенсионеров по полной цене, а выдавать их льготникам в соответствии с законом (т.е. либо бесплатно, либо за полцены).
Понятно, что при реализации дело сразу упрётся в разные тарифы и разных перевозчиков. Но если перевозчики создадут единую систему электронной регистрации билетов (пластиковых карточек), то проблема просто исчезнет. А для метро, где уже есть электронные билеты, введение льготных карточек вообще никаких проблем не составляет. Нo наверняка есть и другие варианты. Ясно лишь, что так, как есть, оставлять нельзя.