Удивил Портников своей поддержкой Вятровича, зовущего украинцев в национальное гетто. Удивил своим непониманием того, что культура многослойна, и что собственно своей культурой принято называть свой язык, свои традиции и мировосприятие, специфичные именно для этого народа, т.е. лишь то, без чего не существует нация. А вовсе не литераторов, художников и музыкантов, которые как правило надкультурны по определению. Даже тогда, когда писатели придают своим героям вполне национальные черты характера, как, к примеру, Шолом Алейхем или Достоевский, их считают великими именно за то, что они сумели сделать это понятным для всех, дав представителям других культур ощущение сопричастности. Я готов допустить, что Портников смотрит, к примеру, на картины Марка Шагала как-то иначе, чем я. Но мне очень сложно поверить, что он и в самом деле видит в них больше, чем я, и лишь потому, что принадлежат они (Портников и Шагал), по классификации того же Портникова, к одной культуре.
Если следовать логике Портникова, то восхищаться произведениями, созданными представителями другой культуры, можно даже тогда, когда она, эта культура, является для тебя совершенно чуждой. Я этого понять неспособен. Я просто знаю, что если меня хоть что-то цепляет даже в чисто национальном произведении, в народных песнях, к примеру, то эта культура уже не чужая для меня. Когда я читаю Гессе или Борхеса, и их строки вызывают у меня целую гамму разных чувств, если музыка Рахманинова и Пуччини мощно резонирует с моими внутренними струнками, то это потому, что они наднациональны и принадлежат не только к своим, но и ко всем культурам.
Что мне оттого, что дирижёр Гергиев оказался беспринципным ватником, аплодирующим вторжению России в Крым? Мне с ним в одной стране не жить. И если он исполняет симфонию Шостаковича, то мне плевать, что он собой как человек представляет, потому что Шостаковича он всё равно не испачкает. Мне важно лишь то, что музыку он сумеет таки исполнить так, как положено. Это не значит, что я против запрета на въезд в Украину таким, как он, это значит лишь, что я считаю диким абсурдом любую попытку соединить внутренний мир художника (прекрасный или отвратительный — неважно) с его произведениями.
Любая попытка воткнуть настоящего художника в прокрустово ложе какой-либо одной-единственной национальной культуры (и тем более строя) является актом вандализма. Духовный вандализм Вятровича меня нисколько не удивил. Но удивил Портников.