В конфликте на Донбассе возможны радикальные подвижки, так как у российской стороны появились предложения для Киева. Чего ожидать на востоке Украины: референдума по автономии Донбасса, провозглашения независимости ЛНР и ДНР или включений территорий в состав РФ вопреки международному праву?
Стало известно, что на встрече в Хельсинки Путин озвучил президенту Трампу идеи по урегулированию ситуации на востоке Украины. Агентство Блумберг сообщило, что Анатолий Антонов, посол России в США, заявил, что «проблема эта обсуждалась, были сделаны конкретные предложения, как решать этот вопрос».
Никаких деталей этих предложений и идей российская власть не высказывает, но источник из Государственной Думы сообщил, что в профильных комитетах парламента начинается активизация работы. Пока что речь идет о проработке сценариев референдума на неподконтрольных Украине территориях. Наш источник не владеет информацией, какие именно варианты рассматривают российские эксперты.
Впрочем, актуальные на сегодняшний день сценарии едва ли исчисляются десятками. Если говорить о координатах этого обсуждения, то они представляют собой пространство вокруг трех осей интересов: Украины, России и, собственно, непризнанных республик.
Четыре кремлевских сценария для Донбасса
Вариантов для урегулирования конфликта не так много, как может показаться. Стороны противостояния связаны минскими соглашениями, что, впрочем, не мешает игнорировать требования этого документа. На фоне сложной гуманитарной и экономической ситуации на неподконтрольных территориях, существует и мощный общественный запрос на конкретный план по урегулированию и, самое важное. На немедленную реализацию этого плана.
Итак, если референдум, предложенный Россией, состоится, то что будет его предметом, за что будут голосовать жители непризнанных республик?
Повторение крымского референдума.
По сути это присоединение к России двух новых субъектов федерации. Этот сценарий был очень популярен во время событий 2014 года, когда некоторые силы на Донбассе смотрели на аннексию Крыма как на самый желанный вариант. Сценарий присоединения украинских регионов к РФ прекрасно укладывался как в идеологию, так и смысловую канву проекта Новороссии. Однако, к сожалению сепаратистски настроенных жителей востока, новоросский сценарий не реализовался, а под контролем непризнанных администраций оказалась лишь часть территории Луганской и Донецкой областей.
Вызывает вопросы и признание результатов такого референдума со стороны мирового сообщества, не говоря уже об Украине, чье законодательство будет грубо нарушено. Часть Донбасса, присоединенная к России, постигнет участь Крыма. Напомним, что международное сообщество признает лишь юрисдикцию Украины в Крыму.
С другой стороны, непонятна судьба самопровозглашённых администраций в ЛНР и ДНР. На территорию распространится действие российского законодательства, а так называемые главы непризнанных республик и их кланы будут отстранены от власти. Следовательно, политическим верхам республик этот вариант невыгоден.
Референдум о независимости.
На неподконтрольных территориях действуют администрации, которые, по сути, представляют собой квази-государственные аппараты. Представители непризнанных республик участвуют в переговорах в Минске наравне с представителями Украины, России и европейских стран-посредников. Так что чисто административно ЛНР и ДНР могут хотя бы внешне, но соответствовать статусу непризнанных государств. В клубе таких стран находятся Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье. Россия оказывает экономическую и военную помощь некоторым из таких непризнанных стран, а их относительной независимости предшествовали вооруженные конфликты.
Пойти, допустим, по пути территорий, неподконтрольных Грузии, Луганск и Донецк могут без проблем. Для этого достаточно оставаться в русле политической инерции и ждать признания со стороны стран-изгоев.
Такой «независимостью» непризнанные республики уже обладают, что не приводит ни к экономическому развитию, ни к развитию демократических институций. Например, и в ЛНР и в ДНР действуют однопартийные парламентские системы, отсутствуют демократические свободы, что объясняется военным положением.
Собственно, такой референдум будет повторением референдумов 2014 года, а его практический смысл будет сведен к простому подтверждению «объективности» постмайданного выбора.
Автономия в составе Украины и федерализация.
Подобный сценарий наиболее выгоден Кремлю, так как немедленно снимет с российской экономики груз содержания как местного населения, так и финансирования военных и административных структур непризнанных республик. Более того, все затраты на восстановление инфраструктуры неподконтрольной сегодня территории Украины естественно ляжет на украинский бюджет.
В политическом смысле для России автономия Донбасса в составе Украины это залог сохранения влияния на политику Киева. Референдум об автономии в составе украинского государства будет сопровождаться требованиями амнистии для участников вооруженного конфликта и для чиновников и силовиков всех структур «республик». Таким образом, политическая верхушка ЛНР и ДНР будет представлена как в местных органах самоуправления, так и в Верховной Раде. Вероятно, что силовые структуры и суды также получат свою «автономию» от Киева. Эта картина отличается от той, которую представляют себе «ястребы» в украинской власти. Более того, для Украины подобные эксперименты с конституцией (которая будет изменена, так как украинское государство унитарное) могут быть опасны, так как сепаратистские настроения сильны и в других регионах страны. Потенциально опасный прецедент с федерализацией может закончится появлением новых конфликтов.
Разные референдумы для ЛНР и ДНР.
Обе непризнанные республики хотя и упоминаются вместе, являясь частью одного политического конфликта, но, все же, отличаются друг от друга. Во-первых, ЛНР имеет более длинную границу с Россией, чем ДНР, но луганская непризнанная территория не имеет выхода к морю. Это не делает из ДНР морскую державу, но все же присутствие непризнанного государства на побережье Азовского моря имеет свои преимущества.
Идеология ЛНР и ДНР во многом различна: в Луганске общественные настроения сублимировались в сентиментальное подражание СССР, а в Донецке более популярны русские имперские идеи. Грубо говоря, ЛНР более архаична, чем ДНР, но менее похожа на современную Россию.
Не стоит игнорировать от факт, что там, где раньше находилась административная граница двух областей Украины сейчас находятся таможенные и пограничные пункты между непризнанными республиками. Города, расположенные на неподконтрольных территориях, все больше тяготеют к «столицам». Вероятен сценарий, когда часть луганской области, неподконтрольной Украине, и будет той самой автономией, а с другой стороны, «пилотным» проектом такой реинтеграции.