На днях ехал в плацкарте Львов-Запорожье. Почти сутки. Было время подумать.
Душные каморки. Потные, незнакомые, в основном малоприятные люди, то и дело рассказывающие о странных вещах ("сидим мы как-то раз с Нурсултаном Назарбаевым", "соседка аборт сделала, так у нее потом кукуруза 5 лет не всходила", "я его в грудину пробил, коленом доработал, а тут и трамвай подошел"). Пить запрещено. Курить нельзя. Из развлечений — крепкий чай. За порядком следит человек в форме. Если есть деньги, то можно договориться и о лучших условиях (просто рядом будет меньше людей), и о послаблении режима (первое правило клуба проводников: купил пиво — куришь в тамбуре). Монотонность бытия прерывают редкие прогулки по раскаленным бетонным площадкам.
Ничего не напоминает?
В авантюрной комедии "Фокус" был эпизод, где герои-мошенники на протяжении длительного времени с помощью различных уловок внедряли в сознание азартного толстосума определенную цифру, чтобы во время игры, в нужный момент она всплыла в его сознании.
С украинской железной дорогой ситуация один в один. Посредством Укрзализныци государство с младых ногтей прививает нам привычность замкнутых пространств, ласково репрессирует, приучает к несвободе, отбирая ее у нас на час, два, десять, сутки. Естественно, эта оскопляющая достоинство методика придумана и внедрена не сегодня. Но украинское государство без зазрения совести взяло ее на вооружение. Ну смешно же полагать, что только я додумался до того, что советские поезда, на которых мы до сих пор раскатываем, задумывались как пролог к ГУЛАГу. Наверху все прекрасно понимают и с удовольствием пользуются наработками тоталитарных предшественников.
Но важнее другое. Что с этим делать? Есть несколько идей. Во-первых крыши вагонов должны быть прозрачными. Ибо небо светлее над теми, кто изредка смотрит на небо. Во-вторых, полная автоматизация процесса. Никаких проводников. Только бар, шведский стол, самозастилающиеся койки. Плюс отдельный боулинг-вагон. В третьих, в тамбуре — полная дезинфекция всех входящих пассажиров. И чтобы задать тренд, я готов первым стать под струю диоксидхлорметосепта. В четвертых, датчики реагирующие на запах вареных яиц и копченой курицы, и легонько наказывающие током каждого кулинарного контрабандиста. В пятых, остановки не на заплеванных полустанках, а на берегах рек или средь степи.
Всего мой план реформирования жд-сообщения в Украине насчитывает 117 пунктов, возвращающих дороге ощущение свободы.
"Утопия", — скажут скептики.
"Наркотики", — скажет нарколог.
"Чьи интересы лоббирует этот мудак? Пробейте его через ментов и налоговую", — скажут производители чая Бирон, десятилетиями выигрывающие тендеры на поставку своей продукции в поезда.
"Какая сука проболталась о клубе проводников?" — скажут в клубе проводников.
"Иди ко мне замом", — попросит польский рок-музыкант.