Сначала — Хронология.
В начале 2015 года группа народных депутатов в составе Юрия Луценко, Сергея Лещенко, Владимира Парасюка, Егора Соболева, Виктора Чумака, Дмитрия Добродомова, Ивана Мельничука, Ивана Крулько и Юрия Деревянко (среди перечисленных представители БПП, Самопомочи, Батькивщины и много внефракционных товарищей) подают законопроект 1660, который, несмотря на явные противоречия с Конституцией, Верховная Рада принимает менее чем за две недели.
Закон публикуют, он вступает в силу. Сперва работа идет ни шатко, ни валко. Но постепенно маховик раскручивается и открываются уголовные производства о незаконном обогащении против ряда топ-чиновников. На сегодня расследуется полсотни таких дел.
В 2017 году небольшая группа народных депутатов в количестве 59(!) человек, среди которых 23 представителя Народного Фронта, по 11 от БПП и Видродження, 10 — от Оппозиционного блока, 3 от Воли Народной и один от Радикальной партии подает в Конституционный суд представление о признании не соответствующей Конституции Украины статьи УК, которая обязывает госслужащих давать пояснения об источниках их доходов и доходов членов их семей.
В начале 2019 года Конституционный суд наконец завершает расследование по упомянутому представлению народных депутатов и отменяет статью 268-2 УК, предусматривающую наказание за незаконное обогащение, признав ее неконституционной. Соответственно, все открытые на ее основе производства подлежат закрытию.
Теперь — Логика.
Борцы с коррупцией мгновенно встают на дыбы, обвиняя в случившемся лично президента Порошенко, якобы, то ли решившего подстраховаться перед скорым поражением на выборах, то ли таким образом решившего срочно защитить кого-то из проворовавшихся чиновников, то ли… Да мало ли какие еще версии можно подсунуть не привыкшей думать толпе. Которой не объяснишь, что, если бы свое решение Конституционный суд принимал под давлением президента, последний вряд ли выбрал бы для завершения двухлетнего расследования столь неудачный для себя момент. Что лично Порошенко этот закон никак не угрожает лично. Толпе, для которой президент все равно будет виновным, бессмысленно что-то объяснять.
Он должен отвечать – и точка. Или за то, что назначил не тех судей. Или за то, что последние действовали в соответствии с законом, а не с революционной целесообразностью. Или за то, что не надавил на них как надо и когда надо. Или за то, что незаконно давил на них заставляя принять нужное решение. А скорее всего – за все перечисленные грехи одновременно. И не важно, что обвинения противоречат друг-другу. Ибо по мнению недалекой толпы президент – всемогущ. И у него есть волшебная палочка.
Авторы теперь уже печально известного закона о незаконном обогащении быстренько пишут соответствующие посты в социальных сетях обвиняя в случившемся «злочину владу». И, тем самым, быстренько снимают с себя ответственность за собственную юридическую неграмотность, следствием которой и стала редакция закона, ставшая основанием для его отмены в связи с несоответствием Конституции. Впрочем, ничего удивительного: «борцов за справедливость» редко волнует законность.
И у них очень короткая память: они предпочитают не вспоминать, что менее 10 лет назад точно так же, из-за игнорирования принципа презумпции невиновности, Конституционный суд отменил автоматическую фиксацию нарушений ПДД, и «письма счастья» перестали приходить. (Офтоп: Рискну предположить, что и следующая попытка внедрения автофиксации, с очень высокой долей вероятности, будет иметь подобный финал. Любят у нас танцевать на граблях).
А теперь – вишенка на тортике. Президент пообещал внести в повестку дня Рады новый законопроект о незаконном обогащении после официальной публикации решения КС об отмене старого закона. Интересно, если последнее случится уже в марте, будут ли депутаты столь же расторопны в его принятии, как и в 2015 году? Две пленарные недели на это у них есть.
P.S. Картинка — просто для привлечения внимания. Автор фигурки — Сергей Кимельфельд.