Вспомнился анекдот: «Приходит еврей в общую баню с крестиком на шее. Все на него таращатся, один не выдерживает: Исаак Соломонович, вы или крестик снимите, или трусы оденьте.»
К чему вспомнился? Да все в связи с обсуждением нового архитектурного артефакта, нежданно открытого посреди Андреевского спуска. И больше всего в этом обсуждении поразило то, что хорошие, умные и талантливые люди готовы оправдать появление на Андреевском спуске этого шедевра в виде нескольких поставленных друг на друга гофрированных обувных коробок только потому, что это же Театр, претендующий на на звание «культурного центра» и «доступный для людей с ограниченными возможностями». (Не пойму толком в чем эти «ограниченные возможности» заключаются? Если речь идет о людях с ограниченной мобильностью, то сама по себе улица, о которой мы говорим, совсем не приспособлена для перемещения таких людей без немалой посторонней помощи. Но это так, лирическое отступление).
То есть, если бы на его месте был, к примеру, торговый или офисный центр, то тогда возмущаться стоило? А храм Мельпомены и Талии выше низменного духа торговых рядов и зеленых заборов, растянувшихся вдоль ставшего уже никому не нужным исторического спуска, связывавшего некогда Верхний и Нижний город? Спуска, на котором, вопреки всем стараниям современных манкуртов, еще сохранились остатки былого?
Нельзя оправдывать черное тем, что оно пушистое. Я бы тоже порадовался за талантливого режиссера и не менее талантливый коллектив, обретших пространство для самореализации, если бы их просторное, изобилующее сценическими и техническими наворотами гофрированное чудо стояло где-то рядом с архитектурно близкими строениями. Например, в любом месте на участке между Блокбастером и ТРК «Плаза» (тем где расположен первый в Киеве «Спортлайф»). Но не могу радоваться еще одному шраму на архитектурном лице города только потому, что его нанесли хорошие люди в интересах других хороших людей. И от того, будут ли в предыдущей фразе стоять или отсутствовать кавычки, ее смысл не поменяется. По крайней мере, для меня.
Нельзя жить в двойных стандартах. Нельзя строить правовую систему по принципу «Друзьям — все, врагам — закон». Нельзя дружить с подонком потому, что он, оказывается, подонок талантливый. Нельзя оправдывать воровство потому, что совершил его, хоть и вор, но парень симпатичный и веселый, и вообще — наш.
Я понимаю, возраст несколько меняет ценности, а пережитой опыт и обретенные знания порой радикально трансформируют убеждения. Но радикально менять и то, и другое, повинуясь велению сиюминутной конъюнктуры, по меньшей мере, нелепо.
Всегда важно отделять хорошее от плохого. Построено новое здание театра — бесспорно, это хорошо. Многострадальной исторической улице нанесена еще одна ужасная рана — бесспорно, это плохо. Но вот я никогда не видел, чтобы от смешивания в одной банке варенья и дерьма, конечный продукт был вареньем.