Задумывались ли вы, что сухой Северо-Крымский канал является для России одной из самых болезненных «неперсональных» санкций? Болезненной, потому что захваченный Россией полуостров из-за нехватки воды приходит в негодность, у «элит» РФ каждое утро болит голова из-за необходимости что-то с этим делать, а идей на счет водообеспечения и в помине никаких нет?

То же самое можно сказать об отключении полуострова от электроснабжения и о прекращении с Крымом железнодорожного сообщения. Из-за этого дня не походит, чтобы целые районы Крыма не сидели часами без электричества, а самый обыкновенный строительный песок в Симферополе стоит в 10 раз дороже, чем в Новороссийске. И надежд на «светлое российское будущее Крыма» у Кремля все меньше.

А задумывались ли вы, что именно Украина стала для РФ главным «поставщиком» санкций? Тех самых, которые стали альфой и омегой надежд украинцев вернуть Крым и Донбасс. Потому что другого мирного способа заставить Россию вернуть украденное просто не существует.

Российские информационные ресурсы очень любят вспоминать, что Украина была для России одним из самых крупных торговых партнеров, но при этом стыдливо умалчивают прямое логическое следствие: если такой вот крупный крупный партнер начинает сворачивать экономическое сотрудничество, то последствия будут очень и очень чувствительные для всех участников торговли.

Давайте сравним измнение торгового оборота между Украиной и Россией

В 2013 году экспорт из Украины в Россию составил 17,6 млрд долларов США, а импорт из России в Украину — 21,8 млрд долларов.

В 2017 году цифры были, соответственно, 3,9 и 7,2 млрд долларов.

То есть, Россия потеряла только на экспорте 15 млрд долларов в год. И если надежда сплавить кому-нибудь углеводороды у Москвы остается, то продукция, скажем, российского автопрома точно больше никому в мире не нужна. Разве что Кубе или КНДР, да и то в кредит. Так что санкции работают, и работают хорошо.

Видимо, именно поэтому звучат голоса, что их хорошо бы отменить.

Если кто-то думает, что такие инициативы исходят только от стран ЕС или из США, он, к сожалению, заблуждается. Своих «реальных политиков» у нас тоже хватает.

Вот действующий советник министра информационной политики Украины предложила в фейсбуке пустить воду в Северо-Крымский канал. Во-первых, это несколько миллионов долларов в бюджет Украины. Во-вторых, Крым будет спасен от экологической катастрофы. Через сутки пост был удален (в распоряжении редакции имеется скриншот — Ред), но перед тем в комментариях советник министра усугубила ситуацию, уточнив, что, дескать, не предлагала на самом деле давать в Крым воду, задача – «начать диалог о статусе Крыма» и усадить Путина за стол переговоров. То есть, замах шире, чем беспокойство о судьбе обезвоженного Крыма и о его статусе — целью является «возобновления диалога с РФ».

А в чем, собственно, выгода России (которая много раз давала понять, что не собирается обсуждать статус Крыма) от заведомо бесперспективных переговоров, и почему это вдруг Россия согласится, по мнению советника, в них участвовать? Согласится с радостью, потому что пусть Кремлю и не нужны результаты переговоров с Украиной о подаче воды в Крым, но ему очень нужен сам факт таких переговоров. Потому что с началом любых «крымских» переговоров с Украиной, не предусматривающих безоговорочного возвращения Крыма и оккупированных территорий Донбасса, Россия из агрессора и оккупанта плавно превращается в партнера.

Причем это превращение произойдет не только в отношениях России с Украиной, но и в ее отношениях со всеми остальными государствами, так или иначе поддержавшими нашу страну. А как иначе-то, если потерпевший вместо того, чтобы требовать восстановления своих прав, начинает мирно общаться с преступником? О каком вообще успехе в международном судебном разбирательстве в таком случае может идти речь? Вот же, договариваются!

Дело закрывается за фактическим отказом потерпевшей стороны от претензий, Гаагский трибунал уходит в бессрочный отпуск, а санкции с России снимаются.

Дай бог, чтобы безответственными предложениями чиновников в фейсбуке все и ограничилось. Но именно в появлении таких предложений, даже в виде личных мнений, и просматривается логика следующего этапа «гибридной войны». Захватывать очередные регионы Украины военной силой Кремлю теперь как бы не с руки – и армия у Украины какая-никакая появилась, и внешнеполитическая реакция будет предсказуемо резкой. А вот если должностные лица страны, ставшей жертвой агрессии, начнут выходить с инициативами наладить диалог... А что такого? Сделать вброс в соцсетях, проанализировать реакцию общества и государственных институтов, если что не так – скорректировать посыл, сделать паузу, но при этом сохранить вектор движения к намеченной цели.

Шаг за шагом. Постепенно. Сначала подать воду в канал (умирающий от засухи Крым надо спасать!), потом электроэнергию на полуостров (ведь это наши люди сидят в темноте!), потом поезда через перешеек (чего рельсам зря-то ржаветь?), потом как бы само собою переходим к договору о признании новых границ и снятию всяких санкций.

И все это начинается с записи чиновника в фейсбуке.

Смешно? Ничуть. Разве мы не видели, как российские пропагандисты умудряются — без подкупа, без вербовки, только спекуляциями на общечеловеческих и гуманитарных соображениях, навязать абсолютно прокремлевскую повестку чиновникам совсем не дружественных к России стран – Германии, США, Украины?

Так что любое предложение о начале переговоров с РФ, единственной повесткой которых не будет деоккупация Донбасса и возвращение Крыма (например, о подаче в Крым днепровской воды или электроэнергии), следует считать заявлением Украины о согласии снять санкции с РФ, отказом от претензий к ней и последующим вручении России своего суверенитета.

Без предварительных условий и в одностороннем порядке.

Примерно так же, как Украина в свое время отказалась от ядерного оружия.

Liga.net