На экранах долгожданная премьера, которая может стать одной из самых противоречивых и скандальных кинолент последнего времени.
«Каждую неделю я смотрю две премьеры и пишу рецензии. И мне всегда есть что сказать... И вот посмотрела один из самых ожидаемых фильмов года режиссера Даррена Аронофски под названием „Мама“. И впервые не знаю, что писать. Потому что это клинический бред! Человек, снявший „Черного лебедя“ и „Реквием по мечте“, просто сошел с ума...»
Эти слова дословно написала в Facebook моя хорошая знакомая, опытный и талантливый журналист с тонким чувством культурных смыслов. Я сидел неподалеку, на той же всеукраинской премьере, и тоже пытался весь фильм высмотреть, догадаться, почувствовать – что же хотел сказать выдающийся режиссер. Более того, я понимал, что большинство критиков и рецензентов окажутся в аналогичном тупике, ощутят интерпретационный шок, ошеломление и философский ступор. Но не ваш покорный слуга (хе-хе). Наблюдая за развитием сюжета, держащего в постоянном напряжении и мастерски вытаскивающего все нервные жилы из зрителя, я постарался отключиться от формальных эмоций, и посмотреть на повествование отстраненно.
На экране бушевали страсти, текла кровь, рушились судьбы, бессмыслица и безнадега накрывали все сильней… но во всей этой какофонии вдруг стал просматриваться утрированный, но ясный и четкий смысл-посыл всем нам живущим.
Смелый, как Джордано идущий на костер ради правды, отчаянный как прыжок с небоскреба без парашюта, беспощадный словно кармический меч, занесенный для оплаты по счетам.
Главный герой, писатель в исполнении великолепного Хавьера Бардема и Дженнифер Лоуренс в роли его музы-жены, по замыслу режиссера представляют как бы две ипостаси человеческой сущности.
Одна – вечно ищущая, неудовлетворенная, жаждущая славы, признания, почитания, экстравертная (Бардем). И другая – интровертная, боящаяся социума, прячущаяся от опасностей в глубине затерянных лесных домов, и желающая замкнуться в своем маленьком уютном мирке (Лоуренс).
Трагедия, которая стремительно разворачивается на стыке двух мировоззрений, этих двух сущностей, с первого кадра захватывает внимание в свои цепкие рукавицы, все время нагнетает интригу и напряжение, и, наконец, остервенело дробит-мочалит вашу психику до предела изнеможения и восприятия – о Боже, что это такое, куда я попал!?? А как еще достучаться до планшетных душ и фейсбучных экспертов, коими стало все развитое человечество!?
Если абстрагироваться от формальностей сценария и второстепенных сюжетных линий, фильм показывает человечеству, каким безрадостным и неотвратимым может быть его конец, если вечно попирать гармонию в угоду собственному ЭГО и непомерным амбициям.
Но вместе с тем, режиссер пытается сказать, скорее даже закричать — что без потрясений-катастроф истинное творчество невозможно, что тогда будет застой и стагнация, гниение и тлен. Единственно, что может спасти – это гармония, балансировка в равновесии. Но как это сделать никто не знает. Авторы фильма дают свою версию того, что будет, если фундаментально уйти, отречься от гармонии. И тут блестяще показан выплеск бесконтрольной энергии социума, доведенного до отчаяния отсутствием смыслов и перспектив.
Одним словом, фильм «Мама» сколь тяжел для восприятия и понимания, столь и гениален. Он действительно опережает свое время и на фоне сотен бессмысленных сиквелов, боевиков и дешевых комедий, которые ежегодно выдает Голливуд, выглядит как великий и ужасный исполин, пугающее нечто, от которого не знаешь, что ожидать. Ну, так и будущее у нас, Землян, еще туманней, еще опасней и еще более пугающее.
Возможно, вы этого пока не чувствуете, но Аронофски это чует нутром, каждой клеткой. А вы никогда этого не поймете, если не увидите своими глазами!
Приятного просмотра.