Проблемы столицы — модель проблем общенациональных, главная из которых — отсутствие нужных людей на нужных местах
Вся эта история с Шулявским мостом или, как уточняют знатоки, путепроводом, не совсем про мост и даже не про мэра Виталия Кличко. Она о столице, а раз о столице, то и о стране.
Украина имеет несчастье быть страной столицецентричной. На 45 миллионов населения у нас нет десятка-полутора городов-мегаполисов с равными и в силу этого конкурирующими возможностями, карьерными, культурными, образовательными. Киев опережает региональные центры по потенциалу, и сюда устремляются за лучшей судьбой. И при этом столица остаётся городом, для жизни мало приспособленным, со слабой культурной интенсивностью, отсталым образованием и транспортными возможностями на уровне прошлого века при автомобилизации и пассажиропотоке на уровне нынешнего. Эксперты-урбанисты могут ещё много чего упомянуть, но это видно невооружённым взглядом дилетанта и ощущается в рутине проживания каждым жителем столицы.
Неустроенность, непродуманность, захламлённость Киева производят впечатление временной транзитной базы. Тут будто собираются не жить и растить детей, а перебиться какое-то время и рвануть дальше. Временной горизонт в пять лет кажется бесконечно далёким, три — уже много. А раз так, какие большие проекты? О метро на Троещину у нас уже долгие годы рассказывают, как о полёте на Марс. Впрочем, Илон Маск о полёте на Марс говорит вполне предметно и уверенно.
Ремонт-реконструкцию злополучного Шулявского путепровода будут делать два года. Для сравнения: шанхайское метро, в котором сейчас 364 станции при протяжённости в 588 километров (в Киеве — 52 станции на 70 км), к 2020 году планируется довести до 800 километров, добавив к нынешним четырнадцати ещё четыре полноценные ветки и продлив имеющиеся. У нас к тому времени, если ничего не сорвётся, как раз раскупорят Шулявку. Кстати, станция метро «Шулявская» была построена за 30 лет до появления метро в Шанхае.
Это не вопрос выделения больших средств на градостроительство со всей инфраструктурой, а они заброшенному городу, которым комплексно никто не занимался со времён послевоенного восстановления, требуются колоссальные. В первую очередь это вопрос масштаба людей, принимающих решения. Впихнуть многоэтажку между историческими зданиями, разрешить-запретить десяток-другой киосков и пустить налево гектары городской земли — вот планка, выше которой фантазии киевского начальства не поднимались. Сбор пенки с дерьма — самый ходовой бизнес местного чиновничества, которое даже в своей жадности далеко мечтами не залетает.
Киев рассматривается политиками как промежуточный лагерь для штурма других вершин. Из этих соображений в мэры баллотировался Александр Турчинов, имел соответствующие намерения Пётр Порошенко, взвешивала этот вариант Юлия Тимошенко. Виталию Кличко город достался в качестве утешительного приза после того, как стала несбыточной мечта о президентстве. Щедрый подарок. Сказать, что Кличко знал, что с ним делать, было бы самообманом. А сейчас это уже и очевидно: не знает. Для профессионального боксёра он управляется с городским хозяйством даже замечательно, но речь-то должна идти о современном развитии столицы, причем, как любят повторять, европейской, а это вызов совсем иного качества, и ответить на него некому.
Характерно, что Виталий Кличко формально ещё и лидер Блока Петра Порошенко, хотя и написал в мае прошлого года заявление о сложении с себя полномочий. Одна из двух правящих партий так и не стала искать киевскому мэру замену. Как Киев после ухода Леонида Черновецкого два года обходился без городского головы, так и БПП вроде без головы не страдает. Нету пиетета к голове.
Хотите понять, почему у нас так всё в стране происходит, посмотрите на Киев.