26.11.2016 была проведена первая встреча в рамках антиконференции «Самоучитель». Преподаватели ВУЗов и школ — представители разных учебных заведений разных стран — объединились в группу для самообучения, обмена работающими в аудитории методами, обсуждения проблемных вопросов и ситуаций, которые возникают в ежедневной педагогической практике. Выбрали для этого время (выходной день) и место ( Институт бизнес-образования КНЕУ).

a22d189095-1518148612325115501181598391324369981185434n.jpg


Антиконференция «Самоучитель». Девять первых шагов к себе самим


Перед тем, как принять решение об участии в этом мероприятии, я размышляла: Что бы я могла сказать совершенно незнакомым мне людям, которых я увижу в совершенно незнакомом мне месте. Когда-то говорили: вместо того, чтобы дать человеку рыбку, дай ему удочку. А мне кажется, что это высказывание в наше время надо усилить: вместо того, чтобы ДАТЬ человеку удочку, ПОКАЖИ, как эту удочку делать. Возможно, звучит несколько пафосно. Возможно. Но, говорить, что в образовании у нас «кошмар-кошмар», не менее патетично, а главное — бессмысленно. Осознали уже. Пора разбирать завалы, чтобы понять ЧТО и, главное, КАК мы делаем. Итак, в тот субботний день что-то произошло. В ленте Facebook мелькали сообщения с оценкой (положительной или очень положительной) события. Звучали предложения о сборе материалов для публикации. Ни в коем случае не претендуя на академичность данного текста, я делаю свой ход: публикую репортаж — заметки о том, что произошло, и как это было сделано.

ШАГ ПЕРВЫЙ Владимир Сацик

Канд. экономических наук, доцент, КНЕУ


Первый удар пришелся на сообщение Владимира Сацика о проблеме выявления плагиата в студенческих работах. Услышала ли я рассказ о каком-то конкретном методе? Скорее «нет», чем «да». Владимир поделился описанием опыта выстраивания целого комплекса мероприятий для создания электронной базы курсовых и дипломных работ. Сообщение вызвало бурю комментариев на тему «как все плохо» и «так жить нельзя». А ведь, как я понимаю, проблема лежит в более глубокой плоскости. Речь о мотивации студентов на написание итоговой работы (и преподавателей на ее рецензирование!!!) в рамках конвейерного способа преподавания (явно устаревшего). Уточню: конвейерный способ направлен на запоминание и пересказ (в курсовых и дипломных работах) услышанного или прочитанного (написанного кем-то и скопированного студентом) материала в определенной области предметного вузовского курса. А в идеале мы ждем от студента самостоятельной исследовательской деятельности и представление таковой в тексте. Так может не с плагиатом следует бороться, а менять способы работы со студентами?

2d2ba8defe-dsc0004.jpg

Подытожу. Информационное поле, сформированное современным миром цифровых технологий, безгранично. Создавая базу студенческих работ, мы еще раз создаем ресурс, копирующий информационное поле из мира цифровых технологий. Да, такой опыт есть в других странах. И оценка авторства студенческих работ проводится специальными структурами, созданными при образовательных учреждениях. И студент (абитуриент) даже может оспаривать решение комитета по плагиату (в суде!!!!!) Но все ли так хорошо у наших зарубежных коллег. И разве их образовательные машины не буксуют в той самой колее, в которой застряли наши?

ШАГ ВТОРОЙ Михал Вархола.

Профессор, Президент академического сообщества имени Михаила Балудянского из Словакии. На русском и украинском языках рассказывал о вузе, который имел честь нам представить. Итак, разговор пошел о связях, коммуникации. В самом широком смысле этого слова. Связь Михала с Украиной и нашей антиконференцией, связь словацкого вуза и предприятий города, в котором расположен вуз, связи словацкого вуза и мира, с его образовательным полем и полем профессиональной реализации выпускников. И в последнем случае остро стоит, и в Словакии, оказывается, тоже, вопрос иного типа коммуникаций. Коммуникаций, подвязанных на овладение иностранными языками.

2c2fe57123-dsc0012.jpg

Здесь позволю себе лирическое отступление. Мы ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ учим иностранные языки. Я выросла в многонациональном дворе. Рядом со мной жили дети «разных народов» с разных континентов. Любой ребенок, с любым цветом кожи за три летних месяца овладевал нормами русского языка, что позволяло ему начать обучение с сентября в советской средней школе, находящейся по соседству. Моя дочь, обучается в специализированной средней школе. Шесть часов французского в неделю. И вот, она играет со мной ( третий год обучения): усаживает меня «за парту», берет в руки мел, указку и... Откройте учебник, запишите, прочитайте, закрепим, повторим, переверните страницу... Шпарит методику, аж дым идет! И НИ СЛОВА ПО-ФРАНЦУЗСКИ! Процесс обучения организован таким образом, что мы учим наших учеников быть... учителями. Вот такой парадокс.

Но все же, вернемся к Михалу. Он рассказал нам о том, что наиболее эффективным в их аудиториях методом изучения иностранных языков стал метод, названный " Ухо-рот-глаза-рука". Так и в моем детстве соседские кубинские и венгерские ребятишки учились русскому. А их учителями были простые советские школьники. Коммуникации требуют обратной связи. Обратная (в случае с Михаилом) "А теперь вы к нам". Михал зовет нашу антиконференцию в Кошице, в свой университет, весной. Очень хорошее предложение.

Горы рождают мысли,

Мысли рождают книги,

Книги так любят ученые...

О Михал! Я так хочу в Татры.

ШАГ ТРЕТИЙ Елена Пометун

Доктор пед.наук, профессор и еще много-много разных позиций занимающий человек ( и как она все успевает!) выступала как основатель образовательной платформы "Критическое мышление". Она обозначила метод своего сообщения как "Лекция с остановками". Но мне самой представился полезным другой метод, использованный в сообщении. Елена Ивановна перед началом тренинга-лекции предложила участникам записать в двух пунктах ожидаемые результаты, к проверке которых мы вернулись после окончания лекции профессора. Я с удивлением отметила, что мои ожидания не были оправданы. И это МОТИВИРОВАЛО меня на размышления (явно критического толка): Что хотел сообщить говорящий? Что он при этом делал? Что я услышала в сообщении? По каким причинам появились расхождения между 1 и3 пунктами? Наиболее жаркие дискуссии закрутилось вокруг темы различения понятий "критическое" и "креативное мышление". Моя же позиция на момент написания данного сообщения остается неизменной: мышление — это процесс перехода от одного смысла к другому, иному, новому. И потому, если речь, действительно, идет о мышлении, то оно непременно критическое и всегда креативное.

e35ddffc6f-dsc0013.jpg

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ Юрий Богачков

Кандидат технических наук, директор Института переподготовки и повышения квалификации НТО КПИ

Мы с Юрием оказались "за одной партой".

Случайности не случайны.

Случайности — В той реальности,

Где место не гениальности,

Не странности,

Не спонтанности,

А вере в те неслучайности,

Что нитками золота

Крайности бульваров и улиц сшивают.

И рифмы во мне зажигают.

ae56d35e63-dsc0002.jpg

Вот так и сидели рядом: я крапала стишки, а Юрий (абсолютно точно уловив формат антиконференции) постоянно находился в содержательном поле, реагировал, комментировал, высказывал суждения. Свое же сообщение он посвятил актуальной (и чуть ли не ежедневно выскакивающей в образовательной новостной ленте) теме критериев оценивания. Системный вопрос — следствие системного хаоса в образовательной системе. Как оцениваем, по каким критериям, кто задает границы, почему именно такие... Где он, тот самый метод, который обеспечит объективность хотя бы в минимальной степени? В эту же копилку теперь падает механизм распределения стипендий и определения стипендиатов. И главное, к вопросу о стипендиях: что это? Инструмент мотивации или социальный проект?

ШАГ ПЯТЫЙ Лариса Кузьменко

Филолог, редактор, тренер-гуманитарий

О себе писать всегда проще. Особенно, если учесть, что прошло немало времени, и память вытерла многие детали и подробности, а "своя" тема всегда остается в "своей" голове. О себе писать всегда сложнее. До сих пор я писала о происходящем "извне", а теперь предстоит сообщать не только о том, что, по моему мнению, делала я, но и что при этом я видела, как результат моих действий.

6bcd98eb1d-dsc0051.jpg

Я — сторонница деятельностного подхода в образовании. Я — филолог. Абсолютно убеждена, что так называемое "стремление развивать эрудицию" учеников с запоминанием знаменательных дат мертвых поэтов убивает то, что писатели и поэты принесли в историю искусства. Литература — вид искусства. И в первую очередь филолог обязан предоставить возможность пробовать себя в искусстве создания текстов. В этот раз, прямо в ходе моего сообщения, мы попробовали вплести мысли и чувства в текст рифмованный. Получилось. Когда-то один возмущенный мужчина кинул мне упрек: Вы учите своих учеников писать "в стол". Нет. Это не так. Некоторые с удовольствием носят свои произведения редакторам, которые с еще большим удовольствием (и я думаю, материальной выгодой) публикуют эти произведения. Я создаю среду, некоторое образовательное пространство, предоставляю необходимые средства и инструменты для реализации проектов, задаю поиск образцов в поле гуманитарных наук и задаю экран, на который выносятся результаты всей этой неоднозначной деятельности, экран, который непременно сопоставляется с теми экранами (художественными, публицистическими текстами), что хранятся в библиотеках, фильмотеках...

Воспитывает — среда. Образовывают проекты, через которые проходит человек. И мы "не пишем в стол". Мы работаем в схеме, где полученная из истории литературы и теории литературы информация используется с пониманием ее целесообразности и предоставляет знание о литературном процессе, особенностях стиля автора, средствах художественной выразительности. И опять слышу упрек: это не вписывается в рамки стандартов, задаваемых министерством, это фантазерская школа.

Футуристично?

Отлично!

Помыслив критично,

Любой педагог — порывист и чист –

Пускай осознает,

Что он — футурист.

ШАГ ШЕСТОЙ Ирина Кулага

Доцент, кандидат экономических наук, зам. Директора Института бизнес-образования КНЕУ

Ирина, неся за плечами груз ответственности организатора и хозяйки, старалась не вывалиться из регламента, быть краткой, информативной, а ее выступление воспринималось как искреннее и эмоциональное высказывание о мотивации студентов. Ленивых студентов не бывает, бывают цели неправильные. И Ирина нашла метод задания таких целей на коротких промежутках академических пар. Если стандартная образовательная система мотивирует студентов накоплением баллов по определенной дисциплине, значит, эти самые баллы необходимо сделать осязаемыми в КАЖДЫЙ определенный момент времени — поднять октановое число по работе с информацией и получить на выходе высокий КПД. НЕ СПАТЬ!

e74730e6fe-dsc0006.jpg

Энергия преподавателя работающего в режиме коммуникации с каждым студентом в аудитории и визуализация результатов. Как? Да как вам будет угодно! И чем проще, тем быстрее. Ирина нашла простой способ: за участие в коммуникации (и она настаивает именно на таком способе взаимодействия) студент награждается стикером. Эффективность проведенного в аудитории времени легко определить "на глазок": результат виден преподавателю, аудитории, и каждому конкретному студенту. И анализ результата дает новый мотивационный толчок всем участникам коммуникации. Без борьбы — нет движения.

ШАГ СЕДЬМОЙ Елена Добротвор

Доцент, канд пед наук. Гуманитарный институт НАУ

Лену я знаю сто лет. Она — человек цели. Идея этого проекта ее. И сам проект представляется мне методом: методом организации деятельности, направленной на формирование образовательного пространства. Образование для людей, работающих в образовании: тренинг, рассказ о новых технологиях, методах, приемах, способах. Анализ того, что не получается. Рассказ о том, что работает. Парадокс, но мы собрались в свободное от работы время и назвали нашу встречу словом с частичкой "анти -" Понятно, захотелось отмежеваться от пафосности и бесполезности традиционных конференций. И мы, в свободное от работы время собрались, чтобы делать свою работу! Чтобы делать то, что должно естественным образом происходить постоянно по месту нашей основной деятельности!!!

00797b7652-dsc0114.jpg

В ходе обсуждения неоднократно высказывались мысли в выступлениях и комментариях о том, что педагог должен тоже в ходе своей деятельности получать новые знания, новые понимания... А я усилю: ОБЯЗАН! Ученики наследуют то, что и как мы делаем. Делают это вместе с нами. Получают опыт и добывают знания. ИНФОРМАЦИЯ — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ОПЫТ — ЗНАНИЯ. Об этом Елена Добротвор говорила в своем сообщении. Опять (как организатор) -- коротко (надо же дать возможность высказаться всем желающим, для этого ведь все собрались). А заход в тему был интересный: от мотивации, от оценивания. Елена рассказала о том, что ставит сразу всем и любому самый высокий балл. Доверие, а не Редбул "дарує крила". А ведь дело не только в доверии. Таким приемом акцент переносится с результата на процесс. А если студент включен в процесс, в деятельность, то выскочить уже не так просто. И результат получит каждый — свой: в соответствии со своими личными установками, способностями, уровнем подготовки, пониманием. Елена говорила так же, что именно поиск методов, способов, приемов решения задач является главной составляющей профессиональной подготовки.

ШАГ ВОСЬМОЙ Александр Скакунов

Автор IT- образовательного проекта "Zero to Hero"

Пришел, увидел, победил! А точнее, в данном случае, Александр, ПРИЕХАЛ из Львова, ПОКАЗАЛ результаты своей деятельности в образовании, спокойно и как бы играючись рассказал о методах и ПОКОРИЛ аудиторию. Александр — программист. Его образовательные проекты, вынесенные на площадку интернет ресурсов, — хобби, и в его понимании — гражданский долг. Я сейчас пользуюсь текстом — давним способом передачи информации. И на его написание у меня уйдет немало времени, как и у вас на его прочтение. А вот на просмотр видеоуроков по математике (именно об этом рассказывал Александр) вы потратите времени значительно меньше, при этом (учитывая синкретичность жанра) вы задействуете множество каналов восприятия. Александр же, потратит на создание короткого пятиминутного видеосюжета значительно больше времени, нежели я на написание своего длинного текста. При этом он использует массу техник, навыков, методов и ЗНАНИЙ из области компьютерных технологий, гуманитарных технологий, психологии, методики преподавания, математической теории и практики, истории, организации деятельности и мышления, актерского мастерства... Обо всем этом Александр не рассказывал. Это моя реконструкция.

974449c295-dsc0093.jpg

Александр же рассказывал о том

Как мотивирует на интерес к науке, упрощая и объясняя практичность того или иного явления из области абстрактной, переполненной формулами и "бессмысленными" законами математики.

Как теория вероятности, сущность дробей, теоремы синусов и косинусов — становятся доступными пониманию МЛАДШИХ школьников, а, следовательно, перестают быть страшными, опасными, становятся практически друзьями.

Как выстраивает свой текстовый монолог, делая его интерактивным.

Как делает мышление своих зрителей гибким, а поиск решений оригинальным.

Впрочем, в случае с Александром, проще увидеть.


ШАГ ДЕВЯТЫЙ Разное

Мой учитель, Юрий Николаевич Теппер, говорил: "Если текст не написан в первые три часа после происшедшего события — это уже не является ни рефлексией, ни правдой. Это — литература." Да. Я очень дерзко обозвала свое сочинение репортажем. "Репортер" позволял себе несколько раз покидать аудиторию, потому в этот текст не вошли заметки о некоторых выступлениях. Репортер не очень аккуратно отнесся к хронологии события, не отметил, что в "то же самое время" Лена Лиговская делала портретные зарисовки, студент-фотограф делал фотографии, нет описания того, как Александр Скакунов вручал сладкие львовские сувениры, как круто организаторы (Елена Добротвор, Ирина Кулага, Александр Скакунов) закрутили идею с розыгрышем призов в лотерее, нет здесь упоминаний о том, что происходило в перерывах, и о каких ВАЖНЫХ вещах говорили участники " под конфетку" или "под пирожок". Нет рассказа и том, как долго мы расходились, провожая друг друга по принципу "Я тебя проводил, теперь ты меня проведи".

758cc279cb-dsc0008.jpg

Этот день СЛУЧИЛСЯ, ПРОИЗОШЕЛ, СОСТОЯЛСЯ.

И я верю, что "Самоучитель" ждет еще много разного, противоречивого и непростого, как сама наша профессия. И еще. "Самоучитель" уже ищет тот меценат (да все правильно, именно меценат ищет наш формат — АНТИКОНФЕРЕНЦИЮ САМОУЧИТЕЛЬ), который захочет основать ПРЕМИАЛЬНЫЙ ФОНД САМОУЧИТЕЛЬ, для награждений в номинациях... Да... Именно в тех номинациях, которые мы с вами сами выделим и обозначим.

Л.Кузьменко