Если взять за основу статистику Ассоциации автопроизводителей Украины, то в 2018 году на территории Украины транспортные средства производили восемь предприятий: ЗАЗ, АвтоКрАЗ, корпорация «Богдан», корпорация «Эталон» (Бориспольский и Черниговский автобусный заводы), ЧАО «Еврокар», ПАО «Завод Часовоярские автобусы», АО «Черкасский автобус».

Но легковые авто производились только на двух заводах, это «Еврокар», в Закарпатской области, где было произведено 5 тыс. 659 автомобилей марки «Шкода» и один (1) автомобиль был произведен на ЗАЗе. Таким образом, в Украине за весь год было произведено 5 тыс. 660 легковых авто.

Но зато ударными темпами растёт импорт легковых авто, в 2018 году было официально ввезено 230 тыс. легковых авто. По сравнению с предыдущим годом импорт легковых автомобилей вырос почти на половину, а его таможенная стоимость всего на 9 процентов. Такая ситуация сложилась в связи с резким увеличением доли секонд-хенда в импорте и снижением (на 7,5%) закупок новых авто.

На заводе «Еврокар» крупноузловая сборка, то есть на завод приходят кузова авто в собранном состоянии (с собранным салоном). На заводе только лишь устанавливают ДВС, подвеску и прикручивают колеса. Все компоненты завод получает из разных стран.

На заводе в Запорожье произвели в 2018 году только одно легковое авто, хотя ещё в 2017-м — чуть больше тысячи. В каждом Ланосе степень украинской добавленной стоимости варьируется от 50% до 70%. Например, металл для Ланосов в Украине не производится. Из-за специфичности автомобильного листа невозможно штамповать кузов из металла, который производит «Запорожсталь». До недавних пор завод получал российский металл — Северсталь, Липецк, — а сейчас это U.S. Steel Košice — сталелитейный комбинат, расположенный в городе Кошице, Словакия, естественно, этот факт влияет на ценовое позиционирование.

Из-за существующих налогов и сборов себестоимость производимого авто в Украине выше по сравнению даже с восточноевропейскими странами. Так, в цене автомобиля Sens (190 тыс. грн.) — 32% налогов. Пошлина при импорте авто из ЕС составляет 7,3%. Импортеры платят акциз при поставке автомобиля один раз. Украинские автопроизводители платят дважды, при ввозе кузова или др. деталей и при реализации готового автомобиля. Фактически эти 7,3% уходят в счет акциза. Ведь стоимость кузова в стоимости готового автомобиля составляет до 70%. Соответственно, украинские авто фактически находятся в паритете с импортом.

В Европе высокими налогами облагается именно процесс использования автомобиля (плата за въезд в центральные районы городов, право пользования отдельными дорогами), а в Украине все оплачивается с налогов при покупке автомобиля.

У государства должен быть единый подход ко всем. Либо освободить всех от налогов и сборов — и автомобили с еврономерами, и новые импортные автомобили, и авто отечественного производства, — либо создать условия, когда все будут платить в равной степени.

5c700c53b4c35.png