После статьи про музыкальный рынок, часть комментариев была про то, что «аффтар, ты зебобо? Да у нас полно хорошей музыки!». Потому эту статью я хочу начать с краткого ответа на прошлые комментарии в Facebook и на сайте: «Ребята-комментята, не надо читать между строк и придумывать то, чего нет в тексте. Это ничего, кроме усиления шизофрении, не принесёт. Сам проверял».
Ну а теперь, собственно, к «хорошей» музыке от самодеятельных групп. В своё время убив немало времени на ковыряние архивов провинциальных музыкантов тогда ещё незашкваренного «ВКонтактика», я пришёл к неутешительному выводу: просто нереально много «хорошей», иногда даже качественно записанной музыки похоронено вместе с несбывшимися мечтами несостоявшихся профессиональных музыкантов. В принципе, это обычное дело во всём мире, когда из тысячи годных треков до радиостанции доходит один-два. И дело не в том, «хорошая» это музыка или не очень. «Хорошая» музыка, в принципе — термин некорректный, потому что не является каким-либо объективным критерием. Это субъективная оценка музыки слушателем, не более. Поэтому я считаю, что вся музыка «хорошая» по умолчанию. Другое дело, что кому-то она нравится, кому-то не нравится. А вот если музыка претендует на то, чтобы стать частью полноценного коммерческого продукта, готового к продаже на рынке, тогда всё становится интереснее. Готовый продукт состоит не только из музыки, но и из текста к ней (если это песня), из исполнения, всякоразной кучи техники, аранжировки и прочая и прочая. Аж до того момента, где дизайнер рисует обложку для мерча. Но это долгая, скучная и неинтересная тема. Вернёмся к нашим баранам, то есть потенциальным Лу Ридам и Тупакам.
Свершилось! Гениальнейший, по мнению создателя, продукт спет, сыгран, готов к продвижению и продаже. Обычно где-то на этом моменте 90% самодеятельных групп, записав свой первый альбом, начинают думать. Не о продвижении, а в принципе. И думание это приводит к неутешительным выводам: шедевр-то создан, но вот выгуливать его негде. Кроме того бара, где раз в месяц разрешают выступить «на шапку», и вон того городского феста, куда в прошлом году приглашали. Оказывается, нужен ещё и продюсер, который будет продавать выступления и пропихивать треки на телерадиоютубы. В этот момент часть будущих звёзд решает, что кенточек, работающий менеджером по продажам, справится, или девушка басиста разрулит — она же клёвая и общается нормально. Другая часть считает, что именно их гениальности и не хватает модному продюсерскому центру, у которого уже есть и свой лейбл, и все остальные причиндалы успешности. Остальные печально пьют пивко / смузи / кофе, курят драп / вейп / трубку мира и сокрушаются о несовершенности бытия.
Основная часть как первых, так и вторых через определённое время присоединяются к третьим и остаются «рупором местного андеграунда», занимаясь немузыкальным бизнесом / ходя на работу. И периодически дают интервью местным порталам и киевским журналистам про то, что «музыка — это великое и вечное, а бабло — это всегда зло» и «я не для того пишу музыку, чтобы на ней зарабатывать». Короче, врут сами себе. При этом почти всегда можно купить концерт «рупоров местного андеграунда» за совсем небольшой прайс в 100–200 баксов.
Но не всё так плохо. На 99% лидеров андеграунда поневоле всегда есть тот золотой 1%, который наша гордость, передовики производства и ударники музыкального труда имени Полковника Паркера. То есть те, кто не остановился, а продолжил двигаться дальше в направлении цивилизованного музыкального рынка, а если быть точнее, в Европу. Я упорото продолжаю считать, что «бомбить» по городам и весям Украины могут себе позволить либо очень раскрученные музыканты, либо безликие выпёрдыши продюсерских центров, массово испускаемые в медиапространство. Но куда тогда деваться самопальным гениям блюза / рэпа / соула / европопа / далее по вкусу, если чуешь силушку богатырскую порвать пару-тройку стадионов концертами, а, кроме стадиона местной ДЮСШ, других не наблюдается. Я считаю, что отличная идея — двинуть с концертами по Европе. «Пробомбить» по клубам, получить опыт и связи, попробовать заработать (даже если не сразу получится). В конце концов, определиться, для тебя ли это всё, или всё-таки «ну его нафиг, и в автосервисе неплохо можно заработать, а музычку как хобби оставить».
Сложно? Естественно. Язык надо знать? Естественно. Рисково? Естественно. Но ты ж бунтарь и факинг-гений. Как написал один начинающий музыкант в прошлом веке: «Прекрасный дилетант на пути в гастроном, чего же ты ждал? Чего же ты ждал?». Более того, панове скептики, у меня в загашнике есть прекрасный пример того, что если ты хочешь замутить гастрольный тур, то таки его замутишь. Было бы желание. И зовут этот пример Макс Товстый, который сам себе сваял два тура по европейским странам. То есть буквально. Человек изначально решил для себя, что музыка юбер аллес, и шаг за шагом идёт к поставленной цели. Хотя я уже делал материал о Максе в моём родном вебзине Yep. Специально для этой статьи задал ему буквально три вопроса, которые являются самыми распространёнными, когда идёт разговор о турах и гастролях:
– Насколько реально самостоятельно найти в Европе площадки для выступления с оплатой?
– Можливо, але дуже складно. Переважно ті концерти, які робив нам я, напряму з клубом, були не дуже. А коли організатор, то краще — було більше людей у рази, часто повний зал, тому що організатор зацікавлений у відсотках від квитків. А якщо напряму з клубами, то вони майже нічого не роблять.
– Сколько в среднем получилось заработать с площадки во время тура?
– Заробити за концерт від найменших концертів, де, приміром, пропонували відіграти задарма, але в обмін на безліміт бухла на барі, вечеря, сніданок і ночівля. До 400 євро за виступ + готель з окремими номерами, триразове харчування, ящик пива на сцені, ящик у гримерці, бар у готелі, три звукорежисери — так би завжди.
– На что были основные траты во время тура?
– Ми орендували бус і видавали зарплату водію. На все інше, на кшталт поїсти або купити сувенірів, або десь потусити — в рази менше, та і здебільшого це було включене в «гонорари».
Видите? Всё реально, главное — поднять гениальную задницу с гениального стула, запихнуть куда подальше вопрос «ой, ну кому мы там нужны?» и двигать подальше от стереотипов. Есть ещё такой момент, что музыкальный рынок в цивилизованном мире сильно сегментирован. То есть если ты играешь серф, то тебя будут ждать в одних клубах; если ты играешь диско, то и такие площадки найдутся. А если твои треки заточены в мастерской под ротацию на «Хит FM», «Люкс FM» и выступлении на день города в Крыжопске, то ты тот мусор, который через год никому и нигде не будет нужен.
Понятное дело, внимательный читатель уже прочитал все предлоги и местоимения в тексте и сделал вывод: ну, тут всё не так однозначно в озвученном примере, бабла не срубил, всего два тура по Европе, КГ/АМ. Но дело в том, дорогой скептик, что Макс — это только один из примеров, подтверждающий мой тезис, что при правильном позиционировании своего музыкального товара, используя сегментацию музыкального рынка, можно двигать в цивилизацию без костылей от модных продюсеров. Чтобы далеко не ходить, вот вам линк на паблик рокабилов из WiseGuyz, можете там без труда увидеть, что европейские гастроли для этих стиляг — это далеко не экзотика, а даже наоборот, рутина. Бог, как говорится, в помощь. И таких примеров достаточно, даже глубоко копать не придётся.
Я бы хотел, чтобы наша страна была как можно больше представлена на европейских музыкальных площадках не только ONUKA и прочими «ДахаБрахами», но и массовым нашествием вот таких вот амбициозных Максов. Потому что это хорошо. В истории уже был прецедент «британского нашествия», и хотя я понимаю, что для этого нет абсолютно никаких предпосылок, да и конъюнктура за 60 лет изменилась. Но всё-таки.
Если текст «зашел» — поставьте звездочку рекомендаций. Это не сложно, а текст увидит большее количество людей.