Как вы уже наверное догадались, мои немногочисленные читатели, сегодня в ололокультурной рубрике речь пойдёт о таком феномене, как попса. Вернее о том, как так получилось, что в достаточно большой части масскультуры форма стала заменять содержание чуть более чем полностью. У меня есть твёрдое убеждение, что за сегодняшнее засилье безвкусицы, изрыгаемой отверстиями клонированных поющих трусов и потребляемой несложными человеками любой страны мира в огромных количествах, мы можем сказать спасибо товарищу Роберту Питтману.

Этот человек смог убедить рептилоидных жрецов Маммоны, Золотого Тельца, Баала и Навуходоносора, а по совместительству руководство Viacom в том, что предлагаемый им оригинальный формат будет тем самым wow!, который так необходим новому музыкальному кабельному каналу с нехитрым названием MTV как сокращение от Music Television. Именно первый руководитель MTV, в отличие от своих предшественников, которые пытались создать музыкальное телевидение, отрёкся от старого мира и решил, что видеоклипы ― юбер аллес, а всё остальное ― это ненужная старомодная обёртка, которая только отвлекает телезрителя от самого главного процесса ― процесса потребления.

Роберт Питтман был далеко не первым, кто пытался это сделать. Первые концепции телевизионных программ, основанных на музыкальном видео, появились чуть ли не одновременно с появлением самого телевидения. А вот приняли осязаемые формы уже в начале шестидесятых годов прошлого века, когда по миру шествовала её величество битломания. Автор фильма "A Hard Day"s Night" Ричард Лестер даже был признан в 1999 году "изобретателем музыкального видео". Но это было ещё не то.

Позднее, в семидесятых, не некоторых каналах начали появляться передачи с музыкальными клипами вместо традиционных для телевидения того времени выступлений музыкантов в студии. Однако программы были объявлены провальными, так как не вписывались в "традиционный привычный для почтенных граждан формат". Сколь ни пытались традиционалисты сдерживать нарастающее цунами под названием "видеоклипы", дамба рухнула 1 августа 1981 года в 0:01 по восточноамериканскому времени. Когда Роберт Питтман нажал адскую кнопку и в эфир пошла заставка, стилизованная под запуск Аполло-11 и высадку на Луне.

По иронии судьбы, злой иронии, я бы сказал, в конце этого промо Джон Лэк, исполнительный вице-президент Warner-Amex и прямой начальник Питтмана, говорит "Ladies and gentlemen, rock and roll". Как показало время, именно MTV окончательно добило старые музыкальные форматы и стили, какой уж тут рок-н-ролл. Но не будем о грустном. Свершилось так свершилось, начались восьмидесятые, с полным своим набором треша и угара. Но было бы то время таким адово революционным, если бы не MTV, практически моментально набравшее популярность? Весь этот нескончаемый поток клипов, ви-джеев, чартов, анплаггедов и прочих новомодностей превратил музыкальное видео из "сделай что-нибудь, что можно вставить между фильмом и передачей" в нереально огромного монстра, который постоянно увеличивался в объёмах и требовал новой крови, музыки и денег. На выходе выдавая контент, который был наркотой для телезрителя. Его хотелось ещё и ещё. Больше и больше. Круглосуточно.

Клипы стали товаром с огромным спросом и, естественно, конкуренция стала просто зашкаливать. Чтобы товар продавался, он должен быть в красивой обёртке, иметь свои отличительные черты, свой стиль. Основные потребители музыкального контента во все времена ― это без сомнения молодые самцы и самки, так вот вам секс, держите его, хватайте потными ручонками. Вот вам секси-кошечки, которые что-то ритмично мяукают под музыку. Хочется постарше? Вот вам знойные милфы. Хотите брутала? Вот вам бунтари в обтягивающей коже. Слишком грубо и воинственно? Вот вам сладкоголосые мальчики с идеальными причёсками. Кушайте, не обляпайтесь. А на десерт вот вам нечто яркое и кислотное, чему пока названия не придумали, но тоже очень ритмичное и сексуальное.

Музыка перешла в визуальное измерение, её стало модно не слушать, а смотреть. По сути, музыка стала полноценным шоу-бизнесом. И, понятное дело, представители разных стилей должны и выглядеть по-разному. Более того, музыка стала котироваться не только в категориях "будут ли это слушать". В то время вопрос звучал по-другому: "будут ли на это смотреть" и "можно ли на это снять кассовый клип". Так, шаг за шагом, происходило расслоение не только по музыкальным отличиям, но и по визуальным. На что интереснее смотреть самцам и самкам ― на пожилого негра с гитарой и явными проблемами с алкоголем или на молодого музыканта с гримом на лице, который посылает нахер ведущего, одновременно крепко держа за жеппку свою спутницу? Ответ, по-моему, очевиден.

Визуальная составляющая поп-клипов всё больше и больше превалировала над музыкальной. Иногда музыку арранжировали как рок-стилизацию, иногда в каком другом направлении. Но это было не особо принципиально, так как по сути, это были суррогаты. Заменители рока, заменители эстрады, заменители всё-равно-чего. Родилась попса. В самом её отвратительном виде ― подменяющая понятия и извращающая всё-что-угодно, до чего может дотянуться.

Продюсер стал не просто организатором концертов, он стал мозгом, которого были лишены тёлки и телкИ, что-то там блеющие под нехитрую музыку, демонстрируя всё, что можно продемонстрировать в пределах дозволенного. Попса захватила весь музыкальный спектр практически моментально. Зачем думать над чем-то новым, когда можно собрать группу сексуально выглядящих с инструментами и микрофонами людей, нанять за недорого композитора-неудачника, который сваяет в нужном стиле нужное количество песен. Затем снять модный клип в модном стиле, покатать девочек и мальчиков по гастролям, выкинуть, как перестанут приносить прибыль, собрать новых.

В какой-то момент засилье попсы во всех стилях привело к тому, что на музыкальном рынке перестали появляться новые действительно талантливые музыканты. Они существовали где-то там, на задворках цивилизации. Но их не было в телевизоре. Были старые кариозные монстры, каждый клип которых становился хитом, но и их потенции уже не хватало. Зато в изобилии присутствовали поющие трусы всех цветов и оттенков. Мирового уровня и регионального. Национального и даже иногда районного. Как в плохом фантастическом фильме, результатом неудачного эксперимента является всеобщий армагедец, так и в нашем случае эксперимент с музыкальным телевидением вышел из под контроля, и попса захватила все медиаресурсы.

Хотелось бы закончить статью на какой-то позитивной ноте, что не всё так плохо, что есть и талантливая молодежь, те самые молодые львы, что сотрут попсу с лица земли, но как то не получается. Не вижу предпосылок к этому. Могу лишь добавить, что у сегодняшних начинающих музыкантов, пусть даже изначально талантливых и самобытных, по умолчанию есть два стула. На одном попса дроченая, на другом порожняк точеный. И на какой стул они сами сядут, а на какой продвижение своего творчества поставят, решать только им самим. Но об этом мы поговорим в другой раз.

Если текст "зашел" — поставьте звездочку рекомендаций

Статья написана для petrimazepa.com