Сегодня продолжение разговора о виде образного осмысления действительности, использующего в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Или, если отойти от канцелярита, о графике как части изобразительного искусства. Вернее говоря, о той её части, которую мы видим каждый день.
И как вы могли догадаться, мои искушённые немногочисленные читатели, мы продолжаем разговор про всякоразные высокохудожественные плакаты, этикетки и прочее прикладное каждодневство, которое не кричит о своём существовании, не требует срочно выставить себя в музее или заключить в тяжёлую золочёную резную раму, однако зачастую является довольно-таки высокохудожественным творением. Разрешите представить — барабанная дробь — наследник гравюр Альбрехта Дюрера и картин Альфонса Мухи, внучатый племянник плакатов, его высочество рисунок на этикетке! (Звучат фанфары, в воздух взлетают фейерверки и нижнее бельё.)
Традиция рисунка на этикетке, как и любая другая культурная традиция, уходит корнями хоть в не самое далёкое, но прошлое. Ну а если мы говорим о рисунке, иллюстрирующем содержимое, то прямыми родственниками нашего сегодняшнего главного героя являются рекламные плакаты, а также иллюстрации в книгах. Что отправляет нас прямиком в Средневековье, в ту его часть, когда, с одной стороны, за умение красиво рисовать уже не особо-то и сжигали на кострах, а с другой — зарождались принципы рыночной экономики с её конкуренцией, маркетингами и прочими реалиями современной жизни, то есть во времена Ренессанса.
По моему стойкому убеждению, иллюстрация, в принципе, как явление во многом обязана своей сегодняшней разносторонностью Альбрехту Дюреру, который, во-первых, возвёл ксилографию в ранг настоящего искусства, дав зелёный свет самому понятию «печать изображений», а во-вторых, является автором практического руководства по декоративно-прикладному искусству, что также имеет прямое отношение к нашей теме. Помимо этого, Дюрер создал два десятка экслибрисов. Если кто не в курсе, то это рисунок, удостоверяющий личность владельца. То есть, грубо говоря, этикетка, определяющая принадлежность книги к личной библиотеке.
Уяснив для себя тот факт, что рисунок на этикетке — это вам не хвост собачий и не нардеп зелёного цвета, а вовсе даже породистое явление, со своей генеалогией и прочими регалиями, отлистаем несколько столетий и перейдём во времена не столь отдалённые от нас, в конец XIX – начало ХХ века. Во времена, когда буйным цветом расцветали самые причудливые стили в живописи и графике. Однако это был период доминирования модерна, или, как его называли французы ар-нуво, новое искусство.
Модерн — это не просто модный стиль, характеризующий эстетические пристрастия своего времени; это ещё и поиск новых форм реализации задуманного. Потому не стоит удивляться, что именно в это время появился и сразу получил солидный импульс к развитию вышеупомянутый родственник этикетки — плакат. И если уж говорить про плакаты эпохи ар-нуво, то как не вспомнить гениального художника и графика Альфонса Муху, человека, который, можно сказать, возвёл афиши, плакаты и этикетки на уровень настоящего искусств?
Когда молодой Муха приехал в Париж, чтобы изучить премудрости живописи в художественной академии, перед ним стал банальный вопрос: а где, собственно, бабла-то на это взять? История умалчивает, в какой именно из вечеров 1887 года пришла в его светлую голову мысль зарабатывать на обучение и на жизнь рисованием афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визиток, этикеток. Однако такое решение было принято, и довольно-таки скоро он получает истинное признание широкой публикой именно через его работы на поприще рекламных изображений. Не без участия счастливого случая, но всё-таки уже через 5–6 лет Альфонс Муха становится одним из самых востребованных художников Парижа. Собственно, что тут удивляться — его работы на самом деле просто шикарны.
Логичным и понятным в русле движения по истории этикеток от Ренессанса и до дней сегодняшних было бы остановиться на 50-х годах прошлого века, когда ядрёной бомбой взорвался поп-арт. В очередной стопятисотый раз рассказать про Энди Уорхола, бутылку Coca-Cola, томатный суп. Однако нет. И не потому, что там не о чем рассказывать, наоборот. Дело в том, что когда-нибудь я наберусь наглости и напишу хренову кучу статей. Например, про обложки пластинок «до и после жёлтого банана». Но это будет потом. Не сегодня. А чтобы вы лишний раз не гундели в комментариях, вот вам та самая бутылка Coca-Cola. Наслаждайтесь.
Мал-помалу доползли мы до дней нашей суровой реальности. И я вам хотел бы сказать, что и сегодня есть на что посмотреть, если уж мы исследуем сегодня такую нестандартность, как этикетку. Причём посмотреть не где-то там за границей, а в Киеве. Именно здесь обитает Вадим Антонюк — человек, рисующий этикетки для спичечных коробков. Или, если быть точнее в формулировках, создаёт рисунки в таком формате. Что уже само по себе интересно, так как выбранная техника — печати на спичечных коробках — накладывает технологические ограничения. В частности, невозможность чётких деталей. Что же до стиля автора и содержания работы, то по стилю я бы назвал эти рисунки примитивизмом, абсолютно в духе Сола Басса, а по содержанию — качественный глум (стёб, или как вам угодно), пародия над многими известными ракурсами в истории.
Не знаю как вам, а вот мне лично очень зашли работы Вадима, потому я считаю своим долгом культуртрегера поделиться с вами его работами, вот по этому линку.
Как вы можете видеть, искусство рисунка на этикетке живее всех живых, даже даёт побочные ответвления. Хотя я неоднократно читал в этих ваших интернетах, что культурная составляющая рекламных изображений уходит на второй, третий и следующие планы, что главное совсем не это и что, вообще, скоро будет неважно, что нарисовано на этикетке. Главное, мол, как написано и как прорекламировано. Ну и всё в том же духе. Надеюсь, что нет. Надеюсь, что декоративно-прикладное искусство всё-таки не исчезнет и не перейдёт в разряд анахронизмов и артефактов.
На этом я хотел бы закончить свою еженедельную околокультурную писанину, подытожив всё одним небольшим утверждением — искусство, оно повсюду. Главное — захотеть его увидеть, и будет вам счастье.
Если текст «зашел» — поставьте звездочку рекомендаций
Статья написана для petrimazepa.com