Если вы уже вызвались нести чушь, делать это нужно аккуратно и бережно. Чтобы не расплескать. Чушь хороша, когда она полная. Это идеальная характеристика для заявления, которое сделал епископ Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) и митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий во время епархального собрания духовенства в Киево-Печерской Лавре.
Руководитель украинского филиала московской официальной церкви очень оригинально высказался о возможности проведения церковных службы на украинском языке. Вернее, не столько оригинально (это практически официальная позиция), сколько ярко и образно. «Не нужно путать Божий дар с яичницей», — заявил митрополит и добавил, что тем, кто хочет «заработать» спасение, нужно изучать церковнославянский язык. В общем, Московский Патриархат официально выступил категорически против богослужений на украинском языке.
Тут стоит на две секунды все-таки отвлечься от политики и оценить всю красоту этого заявления с церковных и исторических позиций. Может, РПЦ не в курсе, но сын плотника из Назарета вообще не знал церковнославянского. Он обращался к Отцу Небесному на арамейском и греческом. И был услышан. Как и его спутники, ставшие потом апостолами. Позже, неся учение Христа по Римской империи, ученики общались с паствой на разных языках – к греческому и арамейскому добавилась латынь и другие языки народов, населявших тогда государство.
Когда Иисус отправлял учеников проповедовать, наверняка он даже не сомневался, что они освоят языки разных народов и принесут им Слово. И откоют путь к спасению. В указанных Христом критериях спасения есть десять заповедей. Про необходимость изучения церковнославянского – ни слова. А для инструкций митрополита Онуфрия определение придумали тоже очень давно – это ересь. На этом анализ ситуации с церковной и исторической точек зрения можно закончить. Вернемся к делам мирским.
Независимое государство Украина подверглось нападению агрессора. Соседняя Россия принесла на нашу землю кровь, смерть. Оккупанты захватили часть наших территорий и только героизм защитников Украины сделал для РФ цену оккупации настолько высокой, что они остановились в нынешних границах. Не секрет, что на сторону оккупантов переходили не только отдельные предатели, но и целые организации. Это Коммунистическая партия, чьи депутаты возглавляли пророссийские митинги и сегодня занимают высокие посты в структурах боевиков. Это разного рода «русские блоки» и прочие маргиналы, с самого начала настроенные на продвижение российских интересов в нашей стране. И, в их числе, Московский Патриархат, подконтрольный «старшему брату».
С самого начала подготовки к открытому вторжению в Донбассе священники УПЦ МП выступали в поддержку России, появлялись на митингах и ни разу (!) не осудили агрессора. Если и обвиняли кого-то, то исключительно Киев. Погибших украинских бойцов даже в центре Украины представители УПЦ МП отказывались отпевать, зато боевиков благословляли на убийство без колебаний. Некоторые священники просто вступили в ряды боевиков – фотографий и рассказов в Сети хватает. Если называть вещи своими именами, УПЦ МП стало пятой колонной российской агрессии в Украине. Как и КПУ с ПСПУ разными «русскими блоками». Их ненависть к украинскому языку совершенно естественна – тут даже дополнительных инструкций из Москвы не требуется.
Неправильный вопрос в нашей ситуации звучит так: «Как называют представителей политических партий, общественных организаций или религиозных конфессий, которые открыто поддержали агрессора и ударили страну ножом в спину?» Неправильный он потому, что термин не имеет принципиального значения. Правильный вопрос о действиях. Что нам с ними делать? Дать шанс еще разок ударить в спину? Оставить возможность продолжать сеять ядовитые семена «русского мира» в душах паствы? Тогда уже можно строить предположения, куда РФ нанесет следующий удар. Куда принесут кровь и смерть военные, спрятавшиеся за спинами толпы идиотов с триколорами и иконами в руках? Запорожье? Днепропетровск? Одесса? Харьков?